Причем вполне официально. Оказывается, теперь они называются не спекулянтами, а предпринимателями.

…Южный вокзал, четыре часа дня. Редакционное задание звучит предельно просто — купить билет на юг. Задачка, учитывая разгар летнего сезона, непростая, и выполнима она или нет — предстоит выяснить. Чтобы не стоять в кассах понапрасну, иду к чуду современной техники — информационному табло, появившемуся на Южном вокзале несколько лет назад. На экране в режиме он-лайн высвечивается информация о наличии свободных мест на все поезда, следующие через станцию «Харьков–Пассажирский». 

По информации на табло уехать из первой столицы на юг в течение суток — вполне реально. Правда, далеко не на всех поездах. Проблематично сделать это, например, в российских составах, следующих через наш город. Так купить заветный билетик на московские поезда, стремящиеся в Симферополь, Керчь, Севастополь и Евпаторию в тот день было невозможно — мест в продаже не было. Чуть больше пользы от составов, уносящих к морю отдыхающих из Северной Пальмиры. На поезд, идущий в Феодосию, к примеру, в наличии было четыре купейных места. И как после этого верить некоторым СМИ, утверждающим, что Крым не пользуется у россиян популярностью? 

К слову, если верить табло, не было мест на юг и в некоторых харьковских поездах. Например, на ту же Феодосию и Одессу. Но шанс уехать остается, в чем лично убеждаюсь у касс, где, кстати, обнаруживаю относительно небольшие очереди человек по 10-15.
Становлюсь в одну из них. Жду недолго. Практически сразу ко мне подходит невысокий молодой парень восточной внешности. 

— Билет нюжен? — специфически коверкая слова, — спрашивает у меня сын Востока. 

— Да. Кровь из носу надо сегодня с семьей в Симферополь уехать, — с ходу придумываю правдоподобную версию. 

— Это трудно, билетов нет, — разочаровывает парень. — Но помочь могу. 

— И сколько стоит билет в нагрузку с помощью? 

— Плацкарт — 120 грн, — следует ошарашивющий ответ. — Тебе сколько надо? 

— Три — два взрослых и один детский. Или детский нельзя? 

В этот момент мимо нас проходит патрульный наряд милиции. Моего собеседника и еще троих южан, предлагающих билеты в очереди, правоохранители в упор не замечают. 

— Почему нельзя, можно и детский, — ничуть не испугавшись милиционеров, отвечает мой собеседник. — Он будет стоить сто гривен. 

— Что, и на обратный путь можно у вас заказать? 

— В любую точку на любой день достану, — удовлетворительно кивает парень, под конец разговора представившийся Габобом. 

Люди достаивают до конца

Кстати, в отличие от меня на призывы купить билетик у перекупщиков из очереди больше никто не реагировал. Выходит, люди уверены в том, что смогут приобрести билет, не прибегая к услугам посредников. Но, пообщавшись со всемогущим Габобом, я все-таки достоял свою очередь и купил билет. Кстати, стоил он всего 60 грн. Получается, что горячий южный парень хотел меня банально нагреть на 60 гривен. 

Не было проблем с билетами на юг (равно как и очередей) и в предварительных кассах. Уехать пока можно в любом направлении, главное заблаговременно об этом
побеспокоиться. 

Не спекулянт, а посредник 

И милиция, и железнодорожники утверждают, что перекупщики, предлагающие на вокзале билеты «с рук» втридорога, — вовсе не спекулянты, а частные предприниматели. 

В пресс-службе транспортной милиции нам разъяснили, что «подозрительные» субъекты, оказывается, являются плательщиками единого налога. Вид деятельности — «Торговля, осуществление посреднических услуг по приобретению и распространению авиа- и железнодорожных билетов». У них есть лицензия, выданная ГНА, которая действует по всей Украине. 

А в пресс-службе ЮЖД сообщили, что как частные предприниматели перекупщики имеют право взять не один билет, а сделать групповой заказ, причем на несколько направлений. 
И кассир не может отказать им — посредники вправе пожаловаться, что их права как частных предпринимателей ущемляются. 

— Конечно, они доставляют нам определенные проблемы, — говорят в пресс-службе. — Во-первых, в некоторой степени падает выручка, так как нереализованные билеты перекупщики возвращают. Процент, который они теряют, для них — мизер по сравнению с «наваром». Во-вторых, недовольны пассажиры, которые остались без билетов, потому что их скупили посредники… Но эту проблему нужно решать на законодательном уровне… 

Ярослав Чепурной, Ирина Стрельник