О чем мечтают олигархи.

10. ХК "Лугансктепловоз"

Ориентировочная рыночная стоимость предприятия: 300 миллионов долларов
Главные претенденты: "Приват", "Трансмашхолдинг", "Финансы и Кредит", "Bombardier"

"Лугансктепловоз" сегодня - предприятие с неопределенным статусом и перспективами, но с неподдельным интересом бизнесменов разных мастей. Как известно, проведенный ФГИ конкурс по продаже 76% акций ОАО ХК "Лугансктепловоз" выиграла ОАО "Управляющая компания Брянский машиностроительный завод" (Россия), которая заплатила за пакет 292 миллионов 505 тысяч гривен. Эксперты в один голос назвали конкурс по продаже предприятия сомнительным. К конкурсу были допущены лишь предприятия, которые аналитики рынка связывают с именем российского бизнесмена Искандера Махмудова и его компании "Трансмашхолдинг". Да и цена продажи не впечатлила. Превысив начальную цену "аж" на 500 тысяч гривен, "Управляющая компания Брянский машиностроительный завод" заплатила государству менее 60 миллионов долларов. И это при том, что в день продажи капитализация "Лугансктепловоза" на бирже составляла в два раза больше, а эксперты отрасли оценивали его в 300-400 миллионов долларов.

Когда правительство Януковича закончило нести свою вахту, суды всех инстанций подтвердили незаконность продажи "Лугансктепловоза" и обязали вернуть 76% акций на баланс ФГИ. В период безвластия эти акции затерялись по "дороге домой", но можно не сомневаться, когда страна более или менее структурирует верхи, нас ожидает повторная продажа предприятия. При любых политических раскладах ни одна власть не упустит возможность "порулить" продажей такого дорогостоящего объекта. А вот кто победит в конкурсе – прежний владелец или на его смену придет новый железнодорожный магнат – это вопрос денег и "политконъюнктуры".

9. Одесский припортовый завод (ОПЗ)
Ориентировочная рыночная стоимость предприятия: 350 миллионов долларов (без аммиакопровода)
Главные претенденты: "Газпром", "GroupDF", "Приват", "Yara International", "ЕвроХим"

Столь низкая позиция в рейтинге предприятия, из-за которого по версии многих политологов начался конфликт Виктора Балоги и Юлии Тимошенко, объясняется мнением не биржевых экспертов, а работников и руководства самого ОПЗ. Еще до оглашения намерений "Газпрома" увеличить цену на голубое топливо для Украины до 400 долларов за тысячу кубометров, менеджеры ОПЗ прямым текстом говорили: "Если цена на импортируемый газ будет выше 250 долларов – этот завод и даром никому не будет нужен". Конечно, в структуре предприятия есть один золотой актив под названием аммиакопровод "Тольятти-Горловка-Одесса", но его "вроде как" не продают.

Именно от того каким будет "подарочный набор" для победителя приватизации ОПЗ и зависит круг участников конкурса. Если в приватизационный комплект войдет аммиакопровод, тогда нас ожидает настоящая драка олигархов за ОПЗ. Этот аммиакопровод не имеет аналогов в мире. Согласно украинскому законодательству, такие объекты не продаются. Но как оно будет на практике остается лишь догадываться.

В том же случае, если государство сумеет перевести аммиакопровод, железнодорожную станцию (перевалку) и четыре самые большие в Европе хранилища сжиженного аммиака под полный контроль ГП "Укрхимтрансамиак", тогда объект будет интересен лишь тем, кто обладает дешевым газом. Тут на память сразу приходит "Газпром", который давно хочет осуществить "химическую экспансию" в Европу. Сегодня россияне являются "младшими химическими партнерами" для западноевропейского "царя" химии –немецкого концерна "BASF". Чтобы постепенно приблизиться по химическому весу к немцам, "Газпром" будет скупать химпредприятия бывшего СССР. И ОПЗ здесь – один из самых лакомых кусочков.

8. Завод "Арсенал"
Ориентировочная рыночная стоимость предприятия (земли): 700 миллионов долларов
Главные претенденты: круг безграничен

Среди элитных квартир и машин, стоимость которых составляет не один миллион, продолжают держать оборону корпуса киевского завода "Арсенал". Изрешеченные стены, которые отбили тысячи пуль белогвардейских винтовок и пулеметов "Максим", могут пасть под безжалостными реалиями современного Киева. Формула проста: средняя цена сотки земли на Печерске составляет сегодня 250 тысяч долларов; 28 гектаров завода – 2800 соток, а сам завод – владелец земли на 700 миллионов долларов. Вот вам и вся арифметика.

Да и нынешний владелец завода – Национальное космическое агентство – не очень-то дорожит казенной землей, заявляя устами своих руководителей, что они могут конструировать ракеты и спутники где-нибудь на окраинах. В общем, судьба завода предрешена, вопрос только в том, кому достанется эта бесценная латифундия, уж больно многие "большие люди" занялись в последнее время строительством.

7. ОАО "Турбоатом"

Ориентировочная рыночная стоимость предприятия: 900 миллионов долларов
Главные претенденты: "Силовые машины", "Сварог Эссет Менеджмент", "Alstom", "SIEMENS", "ABB"

"Турбоатом", наверное, самое успешное предприятие страны. Темпы его промышленного роста составляют 150 процентов в год. Предприятие специализируется на производстве турбин для атомных электростанций, гидравлических турбин для гидро- и гидроаккумулирующих электростанций, газовых турбин для тепловых электростанций. Сегодня 75,22% акций "Турбоатома" принадлежит государству и находятся в управлении Фонда госимущества.

Не обсуждая целесообразность приватизации этого "оазиса" отечественного машиностроения, отметим, что на планете другой такой актив вряд ли сыщешь. Судите сами: энергетическая стратегия нашей страны рассчитанная до 2030 года предусматривает замену на отечественных АЭС более 20 реакторов, чьи турбины изготавливают именно харьковчане. Добавьте к этому тот факт, что по данным аналитиков от 75% до 90% АЭС России работают на харьковских турбинах, и получается, что актив сей, просто-таки бесценен для ведущих игроков отрасли.

Поэтому в контексте приватизации "Турбоатома", в первую очередь, вспоминаешь о российской государственной корпорации "Росатом". Для россиян настолько важно завладеть этим предприятием, что их главный атомщик Сергей Кириенко за создание СП с украинскими партнерами готов отдать на откуп любые ценности, включая урановые месторождения и мощности по обогащению урана на территории РФ.

В принципе россияне не сильно огорчатся и в случае, если в результате смены формы собственности завод достанется структурам предпринимателя Константина Григоришина, которые уже сегодня сосредоточили в свих руках около 14% компании. Помимо того, что капитал Григоришина имеет четкий "русский дух", у него сложились теплые отношения с российской "энергетической верхушкой".

Очень нежелателен для россиян расклад, при котором "Турбоатомом" завладеют западные компании. По сути, внутри российской святая святых энергетики образуется монополист, который сможет влиять на функционирование целой отрасли. Новый завод с аналогичной харьковской научно-технической базой в России едва ли построят в ближайшие 10 лет, а производить аналоги харьковскому оборудованию на уже имеющихся мощностях – себе в убыток. Как заверяет один из ведущих менеджеров "Турбоатома", по сравнению с харьковскими турбинами все российские аналоги выглядят "халтурой".

А нашему государству стоит и впрямь задуматься дабы оставить "Турбоатом" в госсобственности. Ведь лишив наши АЭС "преданного" производителя нового оборудования, можно поставить в зависимость ту единственную отрасль, которая сегодня сама диктует условия другим странам.

6. Кременчугский нефтеперерабатывающий завод

Ориентировочная рыночная стоимость: 1,5 миллиарда долларов
Главные претенденты: "Роснефть", "Лукойл", "Приват"

Кременчугский НПЗ - самый крупный нефтеперерабатывающий завод Украины. (предельный уровень годовой переработки - 18,6 миллиона тонн). Глубина переработки нефти на Кременчугском НПЗ составляет 73-74% – это лучший показатель для украинских НПЗ.

В 1995 году на базе завода было создано совместное с правительством республики Татарстан предприятие "Укртатнафта". В 2007 году на предприятии произошел конфликт акционеров (украинских и татарских) за контроль над заводом. Началась полная неразбериха. Россия назвала происходящее государственным беспределом. Часть украинского политикума встала на защиту интересов татарской стороны. Другие стали рассказывать, что наконец-то Украина получила возможность создать вертикально-интегрированную нефтеперерабатывающую компанию (ВИНК). Шумиха стихла, а предприятие из-за отсутствия сырья оказалась на грани остановки. Чтобы не останавливать переработку, нефть завозят из Ирана и Венесуэлы, что делает конечный продукт чересчур дорогим. Поэтому, по мнению экспертов, единственным выходом из сложившейся ситуации является продажа НПЗ тем, у кого "водится нефть". Россияне, по понятным причинам, опять в первых рядах.

5. ХК "Київміськбуд"

Ориентировочная рыночная стоимость предприятия: 1,7 миллиарда долларов
Главные претенденты: "СКМ", "MIRAX", "Интеко"

Невзирая на сложную процедуру отчуждения и сложное хитросплетение активов, ХК "Київміськбуд" – очень желанное приобретение для любой компании, ведь сегодня в холдинг входят 98 строительных компаний и производителей стройматериалов. В настоящее время, Киевская городская государственная администрация управляет 80 процентами акций компании, и, по идее, ее представители могут решать любые вопросы (в том числе и связанные с приватизацией) дружным поднятием рук, каждая из которых предана Леониду Черновецкому. Но созданная отцом "Київміськбуда" Владимиром Поляченко сложная система принятия решений позволила акционерам и руководителям предприятий, входящих в холдинг, притормозить начатую нынешним столичным мером приватизацию компании.

В 2007 году Киевсовет внес ХК "Київміськбуд" в список предприятий, которые подлежат приватизации, а КМДА, в свою очередь, объявила тендер на предприватизационную оценку акций. Процесс пошел, но в сентябре 2007 года Хозяйственный суд запретил продажу акций. После этого охотники на "Київміськбуд", среди которых чаще других упоминаются российские компании, а также структуры Рината Ахметова, затаились в ожидании открытия нового сезона. Дата его открытия пока не объявлена.

4. Одесский морской торговый порт

Ориентировочная рыночная стоимость терминалов порта: 3,5 миллиарда долларов
Главные претенденты: крупнейшие грузоперевозчики по каждому из терминалов

"Международный опыт свидетельствует о том, что наиболее эффективным вариантом организации управления сферой портовой деятельности является сохранение в собственности государства лишь частицы инфраструктуры портов (специализированного имущественного комплекса) и одновременно приватизация или использование на любых принципах другой частицы инфраструктуры портовыми операторами всех форм собственности". (Выдержка из официального доклада Министерства транспорта под названием "Стратегия развития морских портов Украины на период до 2015 года")

После прочтения всего документа под названием "Стратегия развития морских портов Украины на период до 2015 года", становится ясно, что существует огромная вероятность того, что вскоре слово порт не будет само собой подразумевать определение государственный. Безусловно, конкурса под названием "продажа Одесского морского торгового порта" не будет, но вполне реальна отдельная приватизация его терминалов, которые способны переваливать более 30миллионов тонн грузов в год. По сути, при такой схеме, государству останется только "синяя вывеска", а все прибыльные объекты отойдут частным собственникам. Учитывая кулуарность вопроса, круг претендентов на активы порта не афишируется, хотя и так понятно, что российские нефтяники будут бороться за топливные терминалы, украинские трейдеры сразятся за зерноперевалочный комплекс и так далее.

3. ОАО "Днепроэнерго"
Ориентировочная рыночная стоимость: 3,8 миллиарда долларов
Главные претенденты: "СКМ", "Приват"

ОАО "Днепроэнерго" – крупнейшая тепловая энергогенерирующая компания Украины. В ее состав входят Запорожская ТЕС, Криворожская ТЕС и Приднепровская ТЕС. Общая проектная мощность трех ТЕС "Днепроэнерго" составляет 8,2 миллиона кВт/час. Контрольный пакет акций ОАО в размере 76,04% до 27 августа в 2007 года принадлежал государству и управлялся НАК "Энергетическая компания Украины".

Накопив за времена тотальных неплатежей за электроэнергию многомиллионные долги, энергогигант все последние годы, по сути, был банкротом. В конце 2005 года был предложен план санации, согласно которому платой за финансовое оздоровление предприятия становились его акции. План заработал 26 января 2007 года. В конкурсе инвесторов победу одержали ОАО "Павлоградуголь" и ОАО "Шахта "Комсомолец Донбасса". Оба инвестора входят в концерн ДТЭК, подконтрольный Ринату Ахметову.

Инвесторы за свои обязательства погасить долги "Днепроэнерго" в размере 957миллионов гривен, и инвестировать не менее 1 миллиарда в модернизацию компании, получили "скрытое добро" на проведение допэмиссии, в результате которой государственный пакет акций был уменьшен с 76% до 50%+1 акция. ДТЭК сосредоточив в своих руках 44% акций, фактически получил контроль над предприятием, усадив в правление свой менеджмент.

Но "недолго музыка играла" и сегодня "Днепроэнерго" находится на пути "полувозврата" в государственные пенаты. Группа "Приват", всегда с огромным аппетитом смотревшая в сторону предприятия, но в силу политических раскладов стеснительно молчавшая по этому поводу, не смогла смириться с подобным поворотом событий. Судебное обжалование, инициированное группой, длилось полгода, в течение которого в Украине сменилась исполнительная власть и все былые "по рукам" канули в лету.

8 апреля 2008 года Верховный суд по иску компании "Бизнес-инвест", входящей в орбиту Игоря Коломойского, признал незаконной допэмиссию "Днепроэнерго". Несмотря на то, что ДТЭК продолжает удерживать контроль над предприятием, решение Верховного суда – не шутка. Ринату Ахметову, чтобы стать полноправным хозяином предприятия, придется или договариваться о совместном управлении с "Приватом", или идти на новый приватизационный конкурс. Второй вариант более вероятен, ввиду наличия у донецкого магната больших шансов для "денежного маневра".

2. "Укртелеком"

Ориентировочная рыночная стоимость предприятия: 4,5 миллиарда долларов
Главные претенденты: "СКМ", "Telenor", АФК "Система", "Альфа"

То, о чем уже так долго говорят, никак не может принять реальных очертаний. Речь идет о продаже государственного монополиста фиксированной связи – компании "Укртелеком". Несмотря на все последние разговоры о непривлекательности этого актива для потенциальных инвесторов, это, по меньшей мере, полуправда. Учитывая тот факт, что "Укртелеком", будучи государственной компанией, получил бесплатную лицензию на мобильную связь третьего поколения, предприятие является чрезвычайно привлекательным объектом для инвестиций.
При том, что Кабмин уже утвердил условия проведения конкурса по продаже акций "Укртелекома", назвав стартовой ценой предприятия сумму в 12 миллиардов гривен, а шаг аукциона – 125миллионов гривен, конца государственному статусу "телефониста-монополиста" пока не видно. Все опять упирается в политику. Несмотря на то, что эксперты в один голос предрекают снижение рыночной стоимости "Укртелекома", отечественные "ответвления власти" ожесточенно дерутся между собой за право провести торги по своим правилам. И очень может быть, что пока наша власть буде решать кто в доме "папа", фиксированная телефонная связь перейдет из разряда приватизационных ценностей в музейные раритеты.

1. Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд (КГОКОР)
Ориентировочная рыночная стоимость "готового" предприятия: 10,5 миллиарда долларов
Главные претенденты: "СКМ", "Арселор Миттал Кривой Рог", "Индустриальный союз Донбасса", "Мариупольский МК им. Ильича", ОАО "Северсталь", "Магнитогорский металлургический комбинат".

Строительство Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд началось в 1985 году в соответствии с международным соглашением между Советским Союзом и странами соцлагеря. Планируемая мощность комбината закладывалась на уровне 10 миллионов тонн окатышей в год. Сметная стоимость комбината составляла 2,4 миллиарда долларов.

Распад СССР сделал КГОКОР самым дорогим и перспективным долгостроем нашей страны, которая все эти годы не спешила приблизить торжественную церемонию перерезания красной ленточки на предприятии. Сначала организовать эту приятную процедуру украинским чиновникам мешали вложенные иностранными правительствами госсредства. Только Румыния до 1998 года вложила в объект около 400 миллионов долларов, Словакия – около 180 миллионов долларов. Количество "украинских денег" в КГОКОРе уже давно превысило суму в 1 миллиард "вечно зеленой" валюты. И если бы не наличие в данном проекте иностранного капитала, КГОКОР уже давно бы попал в чьи-то очень "влиятельные" руки. Но, опасаясь международных скандалов и судебных разбирательств, отечественные правительства разных времен все-таки не решились "отдать" предприятие.

На сегодняшний день комбинат является на 80% готовым объектом, который при сравнительно небольшом количестве инвестиций может стать едва ли не самым большим по капитализации объектом украинской промышленности, борьба за который будет вестись олигархами не на жизнь…, сметая на своем пути многих топ-чиновников, министров и, возможно, даже людей рангом повыше.

Уже сейчас, даже не будучи запущенным в эксплуатацию, КГОКОР накопил более чем 2,5 миллиарда тонн сырья, которого хватит больше чем на 100 лет работы. В связи с постоянным ростом производства стали в мире, подобный "клондайк" железорудного сырья становится по-настоящему золотым. В Украине и в России все мало-мальски значимые ГОКи уже приватизированы и дают их владельцам астрономические прибыли. Поэтому недостроенный Криворожский комбинат – главная мечта многих сильных мира сего. Оно и не мудрено, ведь рыночная стоимость тонны окатышей составляет около 220 долларов. Себестоимость производства одной тонны окатышей на мощностях КГОКОРа составит по расчетам специалистов около 60 долларов. Соответственно при объеме производства 10миллионов тонн в год прибыль может достигать полутора миллиардов долларов. То есть, необходимый объем инвестиций в 1,2 миллиарда долларов для достройки предприятия вернется назад инвестору меньше чем за 365 дней.

Виктор Ющенко своим указом запретил ФГУ осуществлять любые действия по КГОКОРу. Но ничто не вечно под украинской Луной. За одним указам идет следующий, за нынешним президентом придет будущий. Вечны только мечты "властелинов стали и руды" заполучить комбинат в свои руки. И хотя мечты, как известно, сбываются, но в данном случае это произойдет явно не у всех "горно-обогатительных мечтателей".