Судьба спортсмена нелегка. В момент триумфа о нем говорят по телевидению и радио, пишут в газетах, его узнают на улице, просят автографы. Но потом все проходит, и бывшие еще вчера великими мастера становятся рядовыми гражданами. А спустя годы приходят молодые, которые при упоминании фамилий кумиров их родителей и дедов просто спрашивают: «А кто это?»

В 1952 году одной из первых в истории советских олимпийских чемпионок на Играх в Хельсинки стала наша землячка гимнастка Мария Гороховская. Тогда ее имя гремело по всей стране. Потом на помост выходили другие — совсем юные мальчишки и девчонки, в пример которым тренеры и комсомольские работники ставили Марию. Во времена моей юности, которая пришлась на 70-е годы, еще довольно часто приходилось встречать имя Гороховской в газете «Советский спорт», слышать его в спортивных репортажах по телевидению и радио. А потом настали другие времена, и звезду гимнастики 50-х, как и многих ее ровесников-спортсменов, стали забывать. В 90-е годы о судьбе Марии Гороховской писал на страницах харьковских газет ветеран спортивной журналистики Юрий Грот, которому выпало счастье быть с ней знакомым и в молодые годы не раз видеть ее на гимнастическом помосте. Последние годы жизни бывшей спортсменки прошли в Израиле, в земле которого она и нашла последнее пристанище. Но для нас Мария Гороховская всегда была и останется харьковчанкой — здесь она оттачивала спортивное мастерство, и именно Харькову по праву принадлежит ее олимпийская слава. Так почему бы не назвать именем выдающейся спортсменки одну из улиц родного для нее города и не установить там мемориальную доску? Чтобы сегодняшняя молодежь, да и харьковчане среднего поколения, помнили об олимпийской чемпионке.
А почему бы на одном из корпусов НТУ «ХПИ» не поместить мемориальную доску с именем выпускника этого вуза, двукратного олимпийского чемпиона ватерполиста Алексея Баркалова (на снимках), который ушел из жизни прошлой осенью? Аналогичная доска в честь другого прославленного олимпийца, чемпиона Токио-64 по волейболу Юрия Венгеровского с полным правом могла бы украсить стену другого харьковского вуза — педагогического университета, который когда-то окончил Юрий Наумович. А то ведь, право же, совсем уж несолидно получается, когда к сохранению памяти о легендарном волейболисте в российском Белгороде, где в последние годы он работал тренером и где прямо на площадке внезапно оборвалась его жизнь, относятся с большим вниманием (в частности, там проводится ежегодный турнир в его честь), чем в родном Харькове. Да и партнер Венгеровского по той чемпионской команде Василис Матушевас также заслуживает чести быть увековеченным в Харькове. Ведь хотя он и родился в Литве и прожил там большую часть своей жизни, но учился-то в нашем городе и представлял в сборной страны харьковский «Буревестник».
...Осенью прошлого года, когда футболисты грозненского «Терека» с триумфом выиграли первенство России в первом дивизионе и завоевали впервые в истории своей многострадальной Чеченской Республики путевку в Премьер-лигу, власти Гудермеса решили назвать именами четырех игроков команды улицы своего города. Назвать прямо сегодня, при их жизни. Бесспорно, выход в национальную футбольную элиту — это достижение. Но ведь победа на Олимпийских играх всегда считалась и продолжает считаться самой главной вехой в жизни любого спортсмена, и чести олимпийские чемпионы заслуживают соответствующей. Как в час триумфа, так и потом — и после смерти тоже. И, может быть, Харьков в этом вопросе подаст пример всей стране?..