Покупая либо обменивая уже купленный товар, не стесняйтесь защищать свои интересы — вне зависимости от того, где сделана покупка: в супермаркете, торговом центре или же на вещевом рынке.

Как же хочется, вернувшись из отпуска, покорить сотрудников не только «средиземноморским» загаром, но и новым нарядом. А имеющаяся в гардеробе одежда всем своим видом намекает, что жизнь ее подошла к концу: даже самая яркая блузка уже успела выгореть на летнем солнце… Одним словом, пора бы купить что-нибудь новое. 

За обновками отправляюсь на рынок. Благо сейчас не обязательно изнывать от жары, обходя торговые ряды под открытым небом — теперь там есть торговые павильоны, где и кондиционер, и примерочные, и… своеобразный рыночный сервис. 

В одном из таких магазинчиков я присмотрела светлые летние брюки и попросила у продавца подходящий размер для примерки. «Если будете брать — меряйте!» — заявила девица. — «Возьму, если подойдут», — в тон ей ответила я. Однако брюки оказались коротки, да и вообще сидели отвратительно. Но девица прыгала вокруг меня и осыпала комплиментами, утверждая, что на мне в жизни ничто так хорошо не сидело, как эти штаны. 

Нежелание приобрести не устроившую меня вещь продавец восприняла как личное оскорбление — надула губки, нахмурила бровки и что-то недовольно пробурчала. Я же покинула торговую точку почему-то с чувством вины, что не оправдала надежды реализатора всучить мне недешевый товар. 

В следующем торговом павильончике, уже расплачиваясь с продавцом за симпатичную и значительно бьющую по моему карману тунику, я на всякий случай поинтересовалась: «Беру эту вещь в подарок, без примерки. Если вдруг не угадала с размером, могу ли я завтра обменять ее?» Девушка отрицательно покачала головой и указала на табличку при входе: «Купленный товар обмену и возврату не подлежит». «Но по Закону «О защите прав потребителей»…», — заикнулась было я. — «Для меня закон — распоряжение хозяйки, — перебила девица. — Если хотите, разговаривайте с ней» — и продиктовала номер мобильного. Однако бизнес-леди обсуждать со мной тонкости законодательства не собиралась: мол, «не умничай, мы законы знаем, сомневаешься — не бери…» — и отключилась. 

Аналогичные объявления украшают торговые места на рынке, как говорится, сплошь и рядом. И что интересно — народ верит этому куску картона, как официальному документу. А ведь существует установленный Кабмином перечень товаров, которые действительно возвращать нельзя (см. в списке справа). И только этот список, а не частный предприниматель Клава, может регламентировать, что можно обменять, а что обмену на 
самом деле не подлежит. 

Торговцы одежкой по распродаже и вовсе предлагают «кота в мешке»: «Распродажа. Все по 25 грн. Без примерки!» И многие попадаются в эту хитро расставленную ловушку — раскошеливаются в общем-то на ненужную и, как выясняется уже дома, бракованную вещь…

СПРАВКА

Что нельзя обменять и вернуть обратно 
— продовольственные товары;
— лекарственные препараты и средства;
— предметы гигиены;
— фотопленки, фотопластинки, фотографическую бумагу, ­аудио- и видеокассеты, диски для лазерных систем считывания с записью;
— корсетные товары;
— парфюмерно-косметические изделия;
— перьево-пуховые изделия;
— детские игрушки мягкие и резиновые надувные, товары для новорожденных (пеленки, соски, бутылочки для кормления и т. д.);
— зубные щетки, аппараты и помазки для бритья;
— расчески, гребешки и щетки массажные;
— мундштуки;
— сурдины (для духовых музыкальных инструментов), скрипичные подбородники;
— перчатки;
— ткани, тюлегардинные и кружевные полотна, ковровые изделия метражные;
— белье нательное, чулочно-носочные изделия;
— белье постельное;
— товары в аэрозольной упаковке;
— печатные издания;
— линейный и листовой металлопрокат, трубную продукцию;
— пиломатериалы, погонажные (плинтус, наличник), плитные материалы (ДВП, ДСП, фанера) и стекло, нарезанное или раскроенное под размер, определенный покупателем (заказчиком);
— изделия из натуральных или искусственных волос (парики);
— инструменты для маникюра, педикюра (ножницы, пилочки и т.д.)

Советы психолога 

Как не купить ненужную вещь 


Опытные продавцы на вещевом рынке всегда ловят взгляд покупателя. И если ваши глаза уже засияли тихим счастьем, начинают на все лады расхваливать приглянувшийся вам товар. Вы же сомневаетесь: так ли уж нужна понравившаяся вещица. Продавец чувствует растерянность покупателя и начинает его «обрабатывать». 

В таких случаях психолог Наталья Варакина советует не вступать ни в какие дискуссии. Ваше категорическое «нет, спасибо, мне это не подходит» или «я подумаю и подойду потом» расставит все точки над i. Если вы нерешительный человек и не можете дать резкого ответа — берите с собой подругу, которая способна сказать «нет». 

— Я бы посоветовала никогда не покупать вещи на дешевых распродажах, где написано «без примерки». Зачастую это товар низкого качества. Я тоже однажды попалась на такую удочку — купила без примерки юбку за 20 гривен, — делится опытом Наталья Владимировна. — Дома оказалось, что она не просто кривая и косая, но еще и сразу же разлезлась по всем швам. Сейчас она висит у меня в шкафу немым укором, как напоминание о полученном уроке. 

Кроме того, психолог рекомендует составить список необходимых покупок, чтобы, польстившись на заманчивые скидки, не купить ненужную вещь. 

— Прельстившись смехотворной ценой, мы покупаем обновку, а потом оказывается, что к этим туфелькам еще нужна сумочка, а к сумочке — кофточка. То есть мы свои проблемы не
решили, а создали новые. Список всегда носите с собой в сумочке, и когда слюнки потекут на очередную распродажу, достаньте его и посмотрите, есть ли здесь то, что вам нужно.

Не дают чек — проходите мимо 

Согласно Правилам торговли на рынках г. Харькова
, по требованию покупателей продавцы должны предоставить мягкий товарный чек с указанием номера торгового места, фамилии продавца, даты покупки, цены товара и срока гарантии. 

Кроме того, в каждом магазинчике, пусть даже на рынке, обязательно должен быть уголок покупателя, где есть книга отзывов и предложений и где потребитель может изложить свои претензии. В течение семи дней с момента записи руководитель этой торговой точки должен дать ответ на обратной стороне заявления. И в течение следующих семи дней (т.  е. всего 14 дней с момента записи) на адрес заявителя должен прийти письменный ответ.
Не пришел ответ — можно обращаться в Управление по делам защиты прав потребителей (Сумская, 45) или в Общество защиты прав потребителей (Сумская, 3) — нерадивый торговец будет оштрафован. 

Товар с распродажи можно вернуть 

Если вещь не подошла по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру, по Закону «О защите прав потребителей» покупатель имеет право в течение 14 дней со дня покупки обменять ее на аналогичную

— Но только если товар не был в употреблении и сохранил товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также есть товарный либо кассовый чек или иные документы, — говорит Роман Куценко, член правления Харьковского областного общества защиты прав потребителей. — Если обнаружился брак до истечения гарантийного срока, продавец обязан в течение 14 дней произвести бесплатный гарантийный ремонт. Если за это время дефекты не устранены, вы имеете право потребовать от продавца замены товара на другой или возврата денег. 

Аналогично Закон действует и на товар с распродажи, поясняет Роман Куценко. Некачественную вещь вернуть нельзя только в том случае, если на чеке был указан дефект, который и стал причиной снижения цены. Но если вы, например, покупаете юбку с испорченной «молнией» и получили предупреждение только об этом конкретном дефекте, это не значит, что вы не можете предъявить претензии по поводу того, что обновка разлезлась по швам после первой же носки.