Строительство олимпийских объектов в Сочи привело к переселению многих жителей города. Таким поворотом событий остались довольны не все.

В понедельник в Сочи прошел митинг, организованный правозащитниками и жителями Имеретинской низменности, на территории которой в 2014 году состоятся Зимние Олимпийские игры. Причиной протестов стали предпринимаемые властью действия по переселению жителей, а также первые, как считают имеретинцы, репрессии в отношении несогласных. Митинг, который проходил на площади перед городской администрацией закончился в кабинете мэра Сочи, куда были приглашены инициаторы акции протеста.

Требования митингующих все те же, что и год назад - жители Имеретинской низменности хотят знать свою дальнейшую судьбу. Кого в связи с предстоящим олимпийским строительством переселят из частных домов, куда, какую компенсацию предложат, и начнется ли когда-нибудь диалог власти с местным населением?

Свои выступления инициаторы митинга начали не с проблем морального и имущественного характера, а с вопросов соблюдения закона и права. 21 июля этого года к одному из частных домов в Имеретинской низменности в сопровождении судебных приставов прибыли специалисты-землеустроители. Исполняя решение Адлерского суда по обеспечению беспрепятственного доступа для межевания земель, приставы пытались пройти на территорию частного владения. Но местные жители воспрепятствовали этому, окружив дом живым кольцом. Хозяйка дома и ее соседи ничего не знали о решении суда. На следующий день троих молодых мужчин, защищавших дом, забрали в милицию и посадили на несколько суток за мелкое хулиганство, рассказал представитель общественной организации «Центр защиты конституционных прав и свобод» Сергей Басманов: «Я считаю, что людей умышленно начинают запугивать. Сроки приближаются или властям не терпится начать новое строительство, деньги потратить, а им препятствуют местные жители. Вот и начинаются репрессии какие-то».

Правомерность подобных действий инициаторы проведенной акции протеста обсуждали в кабинете главы города Сочи, куда были приглашены после окончания митинга. Жители Имеретинки утверждали, что трое арестованных никаких противоправных действий не совершали. Представители власти доказывали обратное. Глава Сочи Владимир Афанасенков сослался на решение суда: «Вы сегодня заявили о том, что незаконно задержаны три жителя Имеретинки, участвовавшие в акции протеста. Оценку этим действиям даете не вы и не я. В рамках суда эти действия оценку получили».

Что касается этого и других судебных решений, вынесенных, в том числе, и по земельным вопросам в той же Имеретинской низменности, то выступивший на митинге член Общественного градостроительного совета Сочи Валерий Сучков высказался категорично: «Судебные органы превращаются в торговую лавочку законами, правами, совестью. Все это поставлено на распродажу. Суды послушно выполняют заказы определенных лиц и выносят заведомо противоправные решения. После этого обвиняют жителей, что они являются незаконопослушными гражданами и пытаются их сажать. То есть идет запугивание, идет прессинг».

Особенно пессимистично население настроено в вопросах переселения и того, как власти пытаются решить эту проблему, объясняет представитель жителей Имеретинки Алик Ли: «Если идти по мирному сценарию - это до Европейского суда. Люди на грани того, чтобы просить политического убежища. Я не говорю обо всех. Есть люди, которые хотят переехать, но с ними никто из властей не ведет переговоры».

Жителя Имеретинки Алика Ли опроверг вице-губернатор Краснодарского края Василий Надирадзе, возглавляющий Департамент олимпийского строительства. Он присутствовал на встрече митингующих с главой Сочи: «Диалог есть. Он начался давно. Просто вы в этом диалоге не участвовали».

Тем не менее, инициаторы митинга и представители муниципальной и региональной власти, в лице главы Сочи и вице-губернатора, договорились впредь встречаться и обсуждать возникающие проблемы. Что касается задержанных и уже отбывших срок своего наказания имеретинцев, то в отношении двух из них, по словам мэра Сочи, рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела.