Харьков

  • 3487
  •  / 

На площади Свободы выпустят шары

На площади Свободы выпустят шары
С 18 по 24 августа в Харькове впервые пройдёт фестиваль воздухоплавания, в рамках которого состоятся соревнования по полётам на воздушных шарах «Кубок Слобожанщины».
Об этом красочном мероприятии в студии программы Харьковского областного государственного телевидения «Телематч» её ведущие — спортивный журналист ХОГТРК Игорь Заржицкий и корреспондент газеты «Вечерний Харьков» Олег Столбецов беседовали с главным специалистом городского управления по вопросам физической культуры и спорта Сергеем Степаненко, заместителем президента областной федерации воздухоплавания Дмитрием Максичко и юридическим партнёром фестиваля Юрием Артюхом.

И.З. — Сергей Александрович, как возникла идея проведения этого фестиваля?
С.С. — Данная идея возникла давно. Президент Харьковской областной федерации воздухоплавания Николай Николаевич Степанов — мастер спорта, в прошлом, ещё при Советском Союзе — тренер сборной Украины по парашютному спорту, имеет на своём счету три с половиной тысячи прыжков — остался сердцем и душой в небе и создал вместе со спортсменами федерацию воздухоплавания. Год назад уже прошли первые соревнования на Кубок Слобожанщины. В нём участвовали три воздушных шара: один — наш, харьковский, и два — из Феодосии. Они и были первооткрывателями воздухоплавания в Харькове — до этого ничего подобного в нашем городе не было. Степанов обратился с этим предложением в наше управление — его начальник Юрий Александрович Коринько предложение поддержал. В прошлом году первый старт был с площади Свободы, а приземлились шары, пролетев по направлению генерального створа, в посёлке Жуковского. Конечно, смотреть на наш город сверху было очень интересно — а я поднимался два раза.

О.С. — Воздушные шары известны широким массам в основном из истории, как средство передвижения на заре воздухоплавания, да ещё как сувениры, с которыми мы когда-то ходили на первомайские демонстрации. А воздухоплавание, как вид спорта, — что это такое?Д.М. — Действительно, воздухоплавание возникло давно — в 1783 году, когда французы братья Монгольфье на своей мануфактурной фабрике сделали первый воздушный шар. Его первыми пассажирами были животные — утка, баран и петух, которые поднялись в воздух, пролетели 9 метров и благополучно приземлились. После этого король Людовик XIV издал указ о том, чтобы сделать такой шар, на котором могут летать люди. Первый полёт совершили в ноябре 1783 года два француза, которые впоследствии получили большое признание. Они и стали первыми воздухоплавателями.

Как вид спорта, воздухоплавание, в частности, в Харькове, существует не очень давно — федерация создана всего четыре года назад. Мы принимали уже участие в чемпионате Украины, заняли довольно высокое место — шестое. Это были первые наши соревнования в качестве участников. Существуют самые различные варианты по соревновательным моментам. Во-первых, есть такое упражнение — «погоня за зайцем», когда взлетает первый шар, и кто из поднявшихся следом окажется ближе всех к нему и сбросит маркеры, тот и считается победителем на этом этапе. Это международные правила, как один из уровней соревнований. Есть упражнения на наибольшее или на наименьшее удаление от стартовой площадки. Изменение полёта — расстояние, дальность, высоту — фиксируют специальные приборы (они называются логгеры), которые прикреплены к воздушному шару. Раньше, когда таких приборов ещё не было, в корзину вместе со спортсменом садился специальный человек, который фиксировал изменения параметров полёта. За границей распространено ещё упражнение «шестиметровый шест», когда тот, кто, пролетев, снимет ключ, получает в подарок автомобиль. Кстати, за границей, это очень развитый вид не только спорта, но и отдыха. Очень хотелось бы, чтобы и в Харькове мы тоже пришли к этому.

И.З. — Юрий, а как вы стали юридическим партнёром фестиваля?
Ю.А. — Мы давно знаем ребят которые этим занимаются, помним, как это движение начиналось. Мы следим за развитием воздухоплавания в Харькове и Харьковской области, и когда организаторы фестиваля вышли на нас, мы согласились им помочь. Речь идёт о взаимоотношениях со спонсорами, с другими юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления. А поскольку наша компания с симпатией относится к этому виду спорта, то мы помогаем по всем вопросам, с которыми к нам обращаются.

И.З. — Кстати, а вообще сложно всех соединить — правоохранительные органы, лётные службы, которые следят за нашим воздушным пространством?Ю.А. — Это очень сложно — Дмитрий не даст соврать. Во-первых, нужна масса разрешений, чтобы провести соревнования.

О.С. — Кстати, насколько я понимаю, с ПВО вы тоже согласовываете?
Ю.А. — Конечно. И прежде всего самое главное — заинтересовать в сотрудничестве местную власть — городскую, областную — в том, чтобы ребята могли развиваться и показать, насколько интересный этот вид спорта и отдыха.

И.З. — На фестивале вы собираетесь подниматься в небо на воздушном шаре?
Ю.А. — Лично я пока ещё боюсь. Смотреть люблю. Но некоторые партнёры, сотрудники нашей компании уже поднимались. Я послежу за этим событием с земли и, может быть, буду фотографировать.

О.С. — Дмитрий, хочу продолжить разговор о соревнованиях. Сколько человек может находиться в корзине воздушного шара? И расскажите о конструкции шара — из чего он изготовлен?
Д.М. — Конструкция шара не изменилась с первоначальной поры. Это корзина, которая плетётся из лозы или из ротанга. Пробовали изготавливать корзины и из других материалов — например, из пластика, но ротанговая корзина остаётся самой безопасной. Горелка, которая подогревает воздух — специальные горелки, как правило, российские или английские, в Украине они не производятся. Ну, и сам купол, который сделан так, чтобы держать горячий воздух, который нагревается до 80 градусов на вершине и поднимает людей. Тяговая сила довольно значительная — такой автомобиль, как «Жигули», воздушный шар свободно поднимает. Кроме пилота, в корзине может находиться ещё порядка 200 килограммов. Как мы говорим, это два с половиной человека — взрослый и ребёнок.

И.З. — А вот мы часто видели в фильмах такие мешки, которые сбрасывают за борт. Что это такое?
Д.М. — Это балласт. Применялся он тогда, когда шары ещё не имели такого подогрева, как сейчас — раньше шар подогревался с помощью соломы и шерсти. Поэтому вовремя прекратить или остановить подогрев было нельзя. Когда же участвуют современные горелки, регулируется подогрев воздуха, и сейчас балласт не нужен.

И.З. — Сергей Александрович, вы говорили, что раньше занимались парашютным спортом. Попробуйте сравнить по ощущениям эти два вида спорта.С.С. — Скажем так: если прыгнуть с парашютом, то полёт на воздушном шаре и планирование в период раскрытия парашюта — это то же самое, только на шаре продолжается немножко дольше по времени. И ещё, в парашютном спорте есть свой экстрим, и здесь — экстрим. Так вот когда я впервые поднялся в небо на воздушном шаре, кстати, — вместе со своим сыном Денисом, и мы пролетели через Харьков в направлении генерального створа и приземлились в районе посёлка Жуковского, то мы оба почувствовали, что это интересно. Посмотреть на город сверху — это настоящее зрелище, и сравнить его можно с планированием на парашюте.

И.З. — Я заметил, что когда воздушный шар стартует, то он очень быстро набирает ход…
Д.М. — Дело в том, что в начале мы удерживаем этот шар, подогреваем в нём воздух, и только потом он начинает подниматься. В среднем скорость подъёма — до 5 метров в секунду. Этого достаточно. Но перед тем, как поднять шар, мы запускаем такой шарик — определяем генеральный створ и ветер — конечно, по высотам он меняется.

И.З. — Кто примет участие в соревнованиях, которые начнутся 18 августа?
С.С. — Уже известно, что будут 11 воздушных шаров. Есть два представителя Москвы, Дэвид Морган — лучший пилот Англии. До этого он в Украине еще ни разу не летал, хотя в нашей стране уже проводились такие соревнования. А он обычно судил — либо в России, либо у себя в Англии. И вот нам позвонили, что он будет присутствовать здесь. И ещё по пожеланию нашей федерации готовится пакет документов на установление рекорда Украины. Это будет впервые. Наше управление уже подписало все документы на разрешение к проведению полётов. Кстати, наш харьковский шар будет одним из лучших шаров Украине.

О.С. — Но воздушный шар, как и любой летательный аппарат, таит в себе и элемент опасности. В каких случаях, по погодным факторам, соревнования могут быть отложены?Д.М. — Если это полёт над городом, то здесь, естественно, присутствует опасность полного штиля. Как правило, у нас шары взлетают с площади Свободы, а посадка осуществляется где-то за городом. Если ветер нулевой или, скажем, один метр в секунду, то, естественно, трудно вылететь за пределы Харькова, чтобы найти достойную площадку для приземления. Поэтому штиль — это первая опасность. Ну и, естественно, очень большой ветер. Есть ограничения силы ветра, при которой можно стартовать шарам — это, как правило, не более шести-семи метров в секунду. В Херсоне мы летали при таких ветрах, и даже немного выше, и прибалтийские пилоты испытали немного экстрима. Правда, приземлялись уже в нормальных условиях, когда ветер стих.

И.З. — Много ли спонсоров откликнулось?
С.С. — В настоящее время нашим управлением проводится работа в этом направлении. Конечно, финансирование найти в полном объёме непросто, ведь этот вид спорта — очень дорогостоящий. Один воздушный шар стоит, как современный автомобиль. Но есть обслуживающий персонал, разрешение на полёты, на радиоэфир.

И.З. — Как будет проходить фестиваль? Скажем, будут ли стоять зрители на площади, все шары стартуют вместе или каждый полёт будет проходить отдельно?Д.М. — Планируется утренние соревновательные полёты проводить за городом — у нас для этого есть открытая зона в Валковском районе. А вечерние полёты на площади Свободы планируется сделать каждый день — где-то в шесть часов вечера, возможно катание людей — по два-три подъёма сделать на каждом шаре в привязном режиме, чтобы люди увидели город сверху. И после этого будут даны старты — над главной площадью города будут летать шары. Одновременно все шары не взлетают — кто-то быстрее, кто-то чуть-чуть замешкался. То есть на подъём даётся где-то полчаса.

И.З. — Будут ли ещё в Харькове проводиться подобные фестивали?
С.С. — Будут и, как я уже говорил, здесь будут устанавливаться рекорды. Украинская федерация воздухоплавания поддержала нас в этом.

И.З. — Дмитрий, где вы будете выступать после Харькова?
Д.М. — Ближайшим после харьковского фестиваля будет фестиваль в Херсоне, где мы уже принимали участие. Они поддерживают нас, мы — их. В Херсон мы едем в сентябре. А в следующем году в мае пройдёт чемпионат Украины — как правило, в Каменец-Подольском или Феодосии. Возможно, Харьков там заявит о себе. О международных соревнованиях пока говорить рано — для этого необходимо финансирование. А наша федерация ещё достаточно молода.

Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Вечірні Новини

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube
О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • youtube
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.1673 грн
100 USD 2771.32 грн
100 EUR 3153.48 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи