По следам вооруженного столкновения в непризнанной республике Южная Осетия стороны вместо примирительных жестов прибегают к агрессивной риторике.

Сообщения о числе убитых и пострадавших разнятся. По сообщению Южной Осетии, шесть человек погибло и 22 ранено в результате действий грузинских сил, которые в ночь с 1 на 2 августа открыли снайперский огонь, а затем стали обстреливать столицу Южной Осетии Цхинвали из минометов. Тбилиси же называет другие цифры: в ходе обстрела югоосетинскими силами четырех подконтрольных Грузии селений в зоне конфликта погибли шестеро гражданских лиц и один полицейский был ранен.

Изначально Тбилиси обвинял в столкновении Москву, заявив, что Россия стремится сорвать недавно активизировавшиеся международные действия по урегулированию конфликта. С другой стороны, Цхинвали обвиняет Тбилиси в попытках захватить Южную Осетию. Руководство непризнанной республики поклялось отплатить той же монетой. "Мы больше не собираемся мириться с этим, – заявил в интервью Media News де-факто министр внутренних дел Южной Осетии Михаил Миндзаев. – Если произойдет еще одна провокация, мы в ответ ударим по грузинским городам".

Югоосетинские сепаратисты также пообещали в случае еще одного подобного столкновения объявить всеобщую мобилизацию и предупредили, что обратятся за военной помощью к соседнему сепаратистскому региону Абхазия, а также к российским регионам на Северном Кавказе, включая соседнюю Северную Осетию. Грузинские СМИ сообщают о наращивании российских войск на границе Северной и Южной Осетии. Подтвердить эту информацию в независимом порядке не представляется возможным.

3 августа сепаратистские власти Южной Осетии отказались встретиться с госминистром по вопросам территориальной интеграции Грузии Темуром Якобашвили для проведения прямых переговоров о ситуации, создавшейся в зоне конфликта.

Тбилиси же тем временем тоже прибег к жестким формулировкам
. "Хочу посоветовать Цхинвали прекратить играть в военные игры, найти лучшее применение своему времени и изучить мирные предложения", – подчеркнул командующий миротворческими операциями Грузии Мамука Курашвили в телевизионном выступлении 4 августа.

Затем Курашвили высказал предположение, что российские миротворцы сами сыграли некую роль в вышеупомянутом нападении с целью торпедировать мирные переговоры при международном посредничестве. Официальный представитель минобороны России гневно отверг это обвинение, назвав его "грязной информационной провокацией", сообщило официальное информационное агентство "РИА-Новости".

Нагнетанию обстановки способствуют и другие заявления со стороны Москвы. Так, 2 августа "Интерфакс" привел высказывание одного из высокопоставленных российских военных, который заявил, что воздушно-десантные войска готовы прийти на помощь российским миротворцам в Южной Осетии. На следующий день российское внешнеполитическое ведомство зловеще сообщило, что "угроза широкомасштабных военных действий между Грузией и Южной Осетией становится все более реальной".

Подобные публичные заявление только способствуют укреплению в Тбилиси представления, что Россия не заинтересована в поиске путей мирного урегулирования югоосетинского вопроса.

Председатель комитета грузинского парламента по европейской интеграции Давид Дарчиашвили предполагает, что эскалация напряженности в Осетии была призвана предоставить соседней сепаратистской Абхазии предлог для неучастия в поддерживаемых Европой мирных переговорах. "Недавние действия Сухуми и Цхинвали логически являются звеньями одной цепи", – полагает он.

[В прошлом Давид Дарчиашвили возглавлял фонд "Открытое Общество – Грузия" в Тбилиси. Как и EurasiaNet.org, фонд "Открытое Общество – Грузия" финансируется Институтом "Открытое Общество", но функционируют эти организации как отдельные структуры].

Ссылаясь на напряженность в Южной Осетии, де-факто президент Абхазии Сергей Багапш отклонил 3 августа приглашение принять участие в обсуждениях мирного предложения Группы друзей генерального секретаря ООН по Грузии в Берлине. "Грузия направляет свои силы к границе Южной Осетии. В такой обстановке мы не сможем разговаривать ни с Группой друзей, ни с грузинской стороной", – сказал Багапш в выступлении, транслировавшемся по российскому телевидению.

И Южная Осетия, и Абхазия отклонили грузинские мирные предложения
, которые базируются на предоставлении этим двум регионам широкой автономии в составе Грузии. Оба сепаратистских региона заявляют, что их фактическая независимость не может быть предметом для переговоров.

Оценку ситуации Дарчиашвили разделяют и другие политические обозреватели в Тбилиси. "Мы наблюдаем модель, когда вспышка напряженности совпадает с приостановлением диалога либо с усилиями по возобновлению переговоров, – говорит директор тбилисского Международного центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили. – Теперь, когда делаются попытки придать формату переговоров международный характер, боевые действия вспыхивает вновь".

С этим согласен и политолог Зураб Абашидзе, в прошлом посол Грузии в России. По его мнению, Кремль может использовать столкновения с тем, чтобы заставить Тбилиси отказаться от своего стремления к концу года подключиться к Плану действий по членству в НАТО.

"Это может показаться крайне маловероятным, учитывая нынешнее руководство Грузии и его внешнеполитические цели, но при недостатке политической воли в Тбилиси и ощутимой поддержки со стороны Запада Грузия в итоге может и уступить давлению", – говорит Абашидзе.

Но, как всегда в Закавказье, позиции в территориальных конфликтах способны внезапно меняться. В полном соответствии с этой тенденцией и вразрез с предыдущими выступлениями Грузии, вечером 4 августа Якобашвили сделал заявление, согласно которому российская сторона, поддерживающей тесные связи с сепаратистским правительством Южной Осетии, ясно обозначила Тбилиси наличие у нее понимания необходимости, "чтобы какой-то диалог состоялся".

Официальной реакции со стороны Москвы пока не последовало. Аналитик Хуцишвили надеется, что возобладает более умеренный подход. "Грузинское правительство должно сделать все возможное, дабы избежать военной конфронтации и добиться создания международного механизма мониторинга ситуации в зоне конфликтов", – отмечает он.

Георгий Ломсадзе, независимый журналист

ФОТО:
АР