Известный шоумен Борис Барский поделился своими впечатлениями от Игр в Пекине.

Встретить на вчерашнем приеме в «Украинском доме» таких знаменитостей из олимпийского ареопага, как Жак Рогге, Хуан Антонио Самаранч, Виталий Смирнов, князь Монако Альбер, не говоря уже о «хозяине поля» Сергее Бубке, было как нечто само собой разумеющееся. И совершенно другое дело - Борис Барский, артист знаменитой «Комик-труппы «Маски» из Одессы, больше известной поклонникам юмора в СНГ (да и за его пределами тоже) по телевизионной версии под названием «Маски-шоу». Разумеется, его я узнал по неповторимым, закрученным вверх под прямым углом усам: даже легендарный Чапаев в исполнении Бориса Бабочкина отдыхает.

- Реквизит везде с собой возите?
- Ну что вы, это естественная растительность, шерсть с лавсаном. Я по жизни никогда не сбривал усы. В 1995 году снимали очередной сериал – и гримеры начали усы подкручивать. Съемки продолжались полгода, и каждый божий день, представьте себе, с утра до вечера в силу производственной необходимости нужно было ходить с такими усами. Первое время я на ночь их распушивал, возвращал в естественное состояние. Потом подумал: зачем, если утром снова закрутят? Постепенно окончательно слился с образом.

- Окружающих не шокировали?
- Не особенно. Домашние как-то сразу смирились. Хотя оппоненты тоже нашлись. Помню, зашел в магазин, продавщица знакомая руками всплеснула: «Ну, чистый таракан! У нормальных людей усы вниз...»

- Не обиделись?
- Ничуть. Объяснил, что «усы вниз» - это про грустных тараканов, а я - веселый таракан. С тех пор жест-паразит появился: машинально подкручиваю усы, задаю правильное направление. Никакого другого ухода они не требуют. Разве что подровнять иногда. Зато когда люди на улице узнают по усам и начинают улыбаться, возникает повод для гордости: поднял настроение случайному прохожему. По-моему, это немало.

- В Пекин приехали поднимать настроение украинским олимпийцам?
- Угадали. Чрезмерная целеустремленность, в состоянии которой живут здесь спортсмены, иногда мешает. Кстати, вывести их из этой зацикленности, дать возможность расслабиться, довольно непросто. Они уже на своей волне и на первых порах шутки воспринимают неважно. Тем не менее, остаюсь при своем мнении: Олимпиаде нужны дураки.

- Это вы о себе так?
- Вы бы не задали такого вопроса, если бы знали, что вскоре после Олимпиады в Пекине, в сентябре, в Москве состоится Конгресс дураков, куда «Маски» обязательно поедут. Конгресс основал еще в советское время Слава Полунин, в Питере тогда каждый год проводил. Со всего Союза съезжались комики, дурачились от души, собирали полные залы. У нас даже своя Академия дураков, в которой ваш покорный слуга - академик. Кроме того, ношу почетное звание Старого дурака - есть специальный диплом, подписанный Полуниным. Нас таких, кстати, немного - человек десять наберется по всему СНГ.

- Ваше самое яркое впечатление от первых дней Игр в Пекине?
- Конечно, церемония открытия! Она получилась совершенно феерической и лишила на несколько дней сна. Подумать только, что эти люди вытворяли на стадионе! Как артист понимаю: даже десять человек трудно развести, чтобы они синхронно побежали в нужные стороны. А тут счет шел на тысячи! Умом понимаешь, что законы гравитации не может нарушить никто, даже китайцы с их изощренной смекалкой, однако сердцем все равно веришь, будто люди действительно бегают вверх ногами. Настоящее искусство умеет убеждать в невозможном. Это было настоящее искусство!

- В вашем творчестве спортивная тема присутствует?
- Обязательно. В свое время мы сделали две «олимпийские» программы «Маски» в спорте», отдельную - о боксе.

- В них были отражены ваши личные спортивные привязанности?
- Безусловно. Тем более что я в этом смысле абсолютно всеяден. В молодости занимался легкой атлетикой, стрельбой, плаванием, немного боксом... Даже с парашютом прыгал, правда, уже в зрелом возрасте.

- Небо позвало?
- Не небо, а режиссер Юморины, которая проходит у нас в Одессе 1 апреля. Звонит мне однажды: «Старик, есть гениальная идея: давай тебя сбросим с парашютом над стадионом. Возьмешь с собой микрофон и прямо в воздухе начнешь поздравлять одесситов с праздником». Он пошутил - и я пошутил: дескать, да, гениальная идея. Думал, На этом все закончится.

- Забыли, что в каждой шутке есть доля шутки?
- Еще какая! Через неделю звонят: подготовка Юморины идет полным ходом, и смертельный номер Барского включен в сценарий праздника. Пытаюсь отбрыкиваться: «Я же никогда в жизни не прыгал с парашютом!» Отвечают: «Не волнуйся, за неделю научат».

- Всего за неделю?
- Имелось в виду, что я не в одиночестве вывалюсь из самолета, а буду крепко пристегнут к опытному инструктору, и мы полетим в бездну вместе, как сиамские близнецы. Объяснили, как вести себя в воздухе, попросили бумагу подписать: дескать, если что-то не так, виноватых не будет...

- Страшно было?
- А то нет! Жена провожала, как на фронт. Правда, после длинной и долгой тирады с обвинениями в легкомыслии, вдруг спросила: «А мне можно попробовать?» До того, как забрался на борт самолета, держался, но потом не только усы стали 12.00 показывать, но и волосы на голове. Самое обидное заключалось в том, что тренировочные прыжки в итоге пошли коту под хвост.

- Что так?
- Промахнулись мы с инструктором мимо стадиона... Грохнулись за забором, в парке. Досада была - словами не передать. Он мог бы с таким же успехом чучело к себе привязать вместо меня...

- На каких соревнованиях собираетесь побывать в Пекине?
- Это как НОК Украины, который меня пригласил, решит. Точнее, уже решил. Есть билеты на прыжки в воду, на борьбу, где за Ирочку Мерлени поболею всеми фибрами души. Уже побывал на спортивной гимнастике - наши девочки выступили, увы, не очень... Для меня, дилетанта, было удивительно видеть, как это у них получается: каждая выступает на своем снаряде, совершенно не реагируя ни на соперниц, ни на музыку, которая звучит временами совсем невпопад.

- Ваши самые большие спортивные симпатии?
- В недавнем прошлом - Сергей Бубка, сейчас - братья Кличко. Великие атлеты! По-моему, главная прелесть спорта - в азарте. Чтобы понять это, даже необязательно самому брать в руки шест или надевать боксерские перчатки. Достаточно наблюдать, как это делают другие, чтобы «побеждать» или «проигрывать» вместе с ними. Я на любых соревнованиях завожусь с пол-оборота. Подозреваю, что это свойственно всем дуракам. Поэтому настаиваю: мы нужны Олимпиаде.

Юрий ЮРИС, газета «СЭ в Украине»