Железнодорожные ворота одной из крупнейших станций не только Украины, но и всего бывшего Союза к круглому юбилею полностью обновились.
К 100-летию вокзала здесь реконструировали посадочные платформы, установили современные навесы и информационное табло системы «Визинфо», установили сенсорный справочный киоск, декоративную подсветку здания.Строительство станции Основа началось 15 августа 1908 г. по проекту инженера Юлия Пешеля, а уже в 1910-м по временной схеме открылось двухпутное движение поездов Основа — Красный Лиман. С 20 сентября 1911 г. — уже по маршруту Красный
Лиман — Основа — Готня. Очень скоро станция Основа стала уже центром крупного железнодорожного узла — рядом с ней появились локомотивное и вагонное депо. А в начале 30-х одну за другой ввели в эксплуатацию две сортировочные системы, что определило специализацию Основы как сортировочной станции для грузовых поездов.
Именно здесь впервые на железной дороге СССР 30 июня 1984 г. сформировали супертяжеловесный грузовой поезд в 33,05 тыс. т, проследовавший по участку Основа — Готня — Сумы — Ворожба. Немалая роль во внедрении на ЮЖД супертяжеловесного движения принадлежит ее тогдашнему начальнику Александру Пучко, который начинал работать именно на Основе. Кстати, и другой крупный руководитель отрасли Николай Конарев в 1949 г. после ХИИТа пришел на Основу инженером по безопасности движения, а затем возглавил ЮЖД и Министерство путей сообщения СССР. Вообще, как подчеркнул начальник ЮЖД Виктор Остапчук, более 60% сегодняшних руководителей дороги прошли
через Основу.
Основа — крупнейшая сортировочная станция
Территория — 237 га, длина — 14,5 км. Здесь уложены 104 пути и 368 стрелочных переводов, функционируют девять парков и две сортировочные системы.