Летом все жаждущие купить автомобиль получили долгожданное снижение цен, но осенью ситуация может сильно измениться. Правительство хочет поднять налоги.

Со вступлением Украины в ВТО и снижением пошлин на ввозимые автомобили с 25 до 10 процентов страна потеряла значительную часть поступлений в бюджет. Попытки народных депутатов хоть как-то отсрочить это снижение не увенчались успехом. Однако никто отступать от намеченной цели и не собирался. И если все старания народных избранников оставить пошлины на прежнем уровне до 2009 года не увенчались успехом, то вопрос с акцизным сбором остается по-прежнему актуален.

Чтобы компенсировать дефицит госбюджета, правительство намерено бороться до последнего. Согласно закону о госбюджете-2008, доходы сводного бюджета текущего года установлены на уровне 215,36 млрд грн., в том числе доходы общего фонда - 168,966 млрд грн., а специального фонда - 46,394 млрд гривен. В то же время расходы бюджета к 2009 году составят 232,372 млрд грн., в том числе расходы общего фонда - 186,739 млрд грн., а специального - 45,633 млрд гривен. Что же касается предельного размера дефицита бюджета-2008, то он утвержден в размере 18,82 млрд грн., что на 19,8% (или на 3,11 млрд грн.) больше, чем в госбюджете-2007.

Поэтому министерство финансов предложило изменить принцип начисления акциза на новые автомобили и при его определении учитывать не объем двигателя, а стоимость машины. Принцип, по которому сейчас автомобили оцениваются, устарел, уверен заместитель министра финансов Денис Фудашкин. «Объем двигателя - адекватный показатель для экологического сбора. А для налога на собственность, каковым является акциз, наиболее правильным будет показатель цены», - говорит он. Сейчас новые автомобили облагаются акцизом в размере двух евроцентов за «кубик» для машин с объемом двигателя менее 1,5 л и 10 евроцентов - большего объема. В Минфине уже начали разрабатывать проект постановления Кабинета министров о введении новых ставок акцизного сбора на автомобили. Там ожидают, что это позволит уже до конца года увеличить объем бюджетных поступлений на 250-300 млн грн. Но конкретные ставки акцизов, по словам господина Фудашкина, пока не определены и будут обсуждаться с участниками рынка.

По словам Алены Дрючиной, руководителя отдела маркетинга компании «Атлант-М Китайские автомобили», пересмотр акциза может быть полезен. Однако если такие действия связаны с желанием пополнить бюджетные средства, то он может быть повышен в разы, что в свою очередь приведет к подорожанию автомобилей. Если же пересмотренные ставки акциза останутся на прежнем уровне, а сам он будет рассчитываться от стоимости автомобиля, то это может привести к незначительному снижению стоимости бюджетных автомобилей.

Скорее всего, в сентябре Верховная Рада вернется к вопросу акциза. А уже сам факт появления таких инициатив со стороны правительства и их обсуждения может привести к прекращению снижения цен на авторынке. Официальные дилеры, которые и так с неохотой это делали, могут занять выжидательную позицию до тех пор, пока все не прояснится. Однако возможность того, что цены на автомобили снова поползут вверх, может подогреть украинский авторынок и вернуть ему былую динамику роста. Текст законопроекта об изменениях принципов взимания акцизного сбора пока не был представлен на общее обозрение. И к тому же он еще не подан в Верховную Раду на рассмотрение. Можно предположить, что оно не будет легким и вызовет множество дебатов. А если принять во внимание тот факт, что во Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) уже заявили: «Если законопроект все-таки пройдет, мы будем его блокировать», можно сделать вывод, что осень будет полна сюрпризов.