Идея пригласить на предновогоднюю «Прямую телефонную линию» с читателями нашего главного редактора появилась спонтанно: кто-то вспомнил, что такая традиция существовала в старые добрые времена «Ник Ника» — Николая Соловьева. «Бессменный» (17 лет на посту!) главный редактор «Вечерки» два года назад ушел на пенсию. И, честно говоря, все это время газету «штормило»: за два последних года в «Вечерке» сменилось три главреда! Четвертый — Игорь Костромин — в редакции прижился. Он-то и отвечал на вопросы, которые накопились в читательской душе за год чтения «Вечерки».

— Здравствуйте, Игорь Леонидович. Меня зовут Виктор. Я читатель вашей газеты. Правда, читаю ее от случая к случаю.
— Жаль, Вы многое теряете…
— В последнее время она мне стала нравиться. Особенно исторические темы, которые освещает корреспондент Артем Левченко. Он пишет на такие темы, которые привлекают внимание харьковчан, выискивает страницы из неизвестного прошлого. Хочется пожелать, чтобы этот корреспондент написал о малоизвестных страницах истории Харькова, связанных с деятельностью белой армии генерала Антона Ивановича Деникина, — его армия в свое время воевала в Харькове. Существуют интересные воспоминания одного нашего земляка, но эти мемуары изданы за границей. Это история, которая никогда нигде не афишировалась.
— Я передам ему ваши пожелания. Историческая страничка у нас выходит постоянно, и Артем Левченко часто приносит интересные материалы на эту тему. Для нас также когда-то писал внештатный корреспондент Эдуард Зуб, историк, но сейчас он, к сожалению, уже не сотрудничает с нами. Я постараюсь, чтобы в нашей газете исторические материалы выходили чаще и были интересны широкому кругу читателей.
— Очень приятно, что мне удалось к вам дозвониться. Меня зовут Алексей Ефремович Зима. Я очень давний друг «Вечернего Харькова». Мне бы хотелось, чтобы в газете было больше оптимизма. А то все как-то очень мрачно. Например, в сегодняшней газете (четверг, 22 декабря. — Прим. ред.) корреспондент Юрий Зиненко пишет о сельском хозяйстве, говорит, что все плохо, урожая не будет, маячит голод...
— Смею Вас заверить, что эту информацию он не выдумал. Если он так написал, то это означает, что он провел большую работу, исследуя эту тему. К сожалению, ее результаты, как вы сами поняли из статьи, неутешительны. Но разве у нас мало оптимистичных материалов? Был бы радостный информационный повод — а написать об этом всегда приятно!
— Ну я просто хотел, чтобы газета была более оптимистичной. Мы ведь не знаем еще, какой урожай будет...
— Обещать не могу — ведь новости бывают и хорошими, и плохими. Нельзя же, например, написать веселый некролог… Но все же постараемся быть более оптимистичными.
— Мне бы еще хотелось, чтобы газета не превратилась в помойную яму, как в прошлом году перед выборами, — ее противно было взять в руки. Там сливали кто что мог. Сейчас опять начинаются выборы, и мне хочется, чтобы газета была нормальной, как сейчас. Ну вот, например, вы очень Кушнарева любите…
— На самом деле мы любим всех. Просто Евгений Петрович — личность достаточно известная в городе, он активный и доступный политик, который не боится высказывать свою точку зрения честно и откровенно. А эти качества — хлеб для журналиста. И в отличие от многих политиков, у него абсолютно грамотная литературная речь. Говорит он на русском или украинском всегда внятно, коротко и по существу. Кстати, его тексты наш литредактор почти не правит. Если Вы внимательно читаете нашу газету, можете увидеть, что на наших страницах появляются многие политики: как «оранжевые», так и оппозиционные — был бы повод о них писать! А тем более сейчас, когда они все активизировались в преддверии выборов.
Цифры
Газета «Вечерний Харьков» основана 1 января 1969 г. как орган Харьковского городского комитета КПУ и Харьковского горсовета депутатов трудящихся. Газета выходила шесть раз в неделю на украинском языке. Тираж составлял 100000 (!) экз. Цена одного номера — 2 коп. Сейчас газета выходит три раза в неделю (вторник, четверг, суббота) на русском языке. Учредитель газеты — ТРК «Регион». Издатель — ООО «Редакция газеты «Вечерний Харьков». Тираж номера — более 12000 экз. Адрес в Интернете: www.vecherniy.kharkov.ua


— Мне бы хотелось еще увидеть в вашей газете статьи о районах и городах Харьковской области. Например, была прекрасная статья о Балаклее — ее истории, географии, людях. Это мое личное мнение. И писать об этих районах украинскою мовою. А то вы даже президента переводите на русский язык. Такие мои пожелания.
— Алексей Ефремович, существует такое понятие, как формат газеты. В учредительных документах, в уставе любой газеты указывается периодичность, направленность, язык и другие составляющие издания. У нас газета русскоязычная, городская. Это означает, что мы должны в первую очередь освещать события, которые происходят в Харькове. Конечно, мы рассказываем и о том, что происходит в области, но не делаем на это упор. О жизни области достаточно хорошо рассказывают наши коллеги из газеты «Слобiдський край», которая, кстати, выходит на украинском языке. Спасибо Вам за все замечания, мы их обязательно учтем. И поздравляю Вас с наступающими праздниками!
— Меня зовут Людмила Ивановна, пенсионер, бывший инженер-экономист. Хочу поделиться с вами своими размышлениями. Поздравить вас и ваш коллектив с приближающимся днем рождения «Вечерки» и с наступающим Новым годом! Желаю поддерживать контакт с читателями, завести себе побольше друзей-почитателей газеты. Дорожите каждым ее номером!
— Спасибо Вам огромное…


Цитата
«Газета без читателя — мертвая структура. Читайте нас! Будем стараться быть для вас интересными. Продолжайте нам звонить, мы прислушиваемся и стараемся учитывать все ваши замечания. Мы, не побоюсь этого слова, стараемся вам угодить. Всех с наступающим Новым годом, всех благ, счастья, удачи в новом году всем, всем, всем!»


— Я считаю, что восполнять пробел знаний, недополученных в школе или вузе простыми избирателями или кандидатами во власть, — это святая обязанность средств массовой информации. Я хотела бы поблагодарить за статью «Вернуть команду, собранную Кирпой», посвященную памяти министра транспорта и связи Георгия Кирпы. В «Вечерке» ваш корреспондент Олег Столбецов очень активно освещает работу транспорта в целом и деятельность Южной железной дороги в частности. Он написал две большие статьи о возмущении коллектива ЮЖД тем, как обошлись с Остапчуком. Слава Богу, что Остапчук снова возвратился на работу. Я часто бываю на Привокзальной площади и всегда с ностальгией вспоминаю о том, какой вклад сделали эти люди для Харькова.
— Да, Виктор Николаевич — хороший профессионал, и если он вернется, будет очень здорово. Большое спасибо, с наступающим Новым годом Вас!
— Это Вячеслав Сергеевич вас беспокоит. Смотрю на ваши выходные данные и не могу понять — кто является вашими учредителями? В Интернете находил ссылку, что «Вечерний Харьков» находится под влиянием господина Кернеса — хозяина «7-го» телеканала. Это правда или нет?
— Я сам до сих пор совершенно не могу понять, откуда это пошло. Действительно, если набрать в поисковике «Вечерний Харьков», то по одной из ссылок можно прочесть такую информацию… Это не соответствует действительности.
— Так кому же принадлежит ваша газета?
— А что значит «принадлежит»? Наше предприятие — ООО, мы — хозрасчетное предприятие и сами себя кормим. А нашим учредителем является телеканал «Р1».
— Вы считаете себя независимой газетой? С независимыми журналистами?
— Прекрасный вопрос, но я уже устал на него отвечать. Поймите: не существует независимых газет и независимых журналистов. Причем их нет нигде в мире! Любой журналист получает гонорар за исполнение им своих обязанностей. Он написал статью или по заказу, или для того, чтобы ее купило печатное издание. Если меня как покупателя статьи (редактора издания, учредителя) она не устраивает, я ее просто не куплю (не поставлю в номер). Журналист всегда зависим от издателя. И по такой системе построена вся журналистика во всем мире. Пока существуют товарно-денежные отношения между журналистом (телевизионщиком, писателем, музыкантом) и его работодателем, так будет всегда. Единственный вариант — открыть собственную газету, в которой ты сам себе режиссер — и журналист, и главный редактор, и издатель, и распространитель в одном лице. Вот тогда я буду независимым. Я буду писать сам для себя и сам ее выпускать. Кстати, подобные прецеденты в Харькове были, но профессиональные журналисты вспоминают об этих случаях как о курьезах.
— Меня зовут Евгения Романовна. Скажите, будет ли «Вечерка» в следующем году цветной и «толстой»? Появится ли там больше страниц?
— Конечно, Евгения Романовна, хочется, чтобы газета была цветная, чтобы в ней было побольше «полос». Но в то же время существует классический дизайн «Вечерки» — в таком виде, в каком она есть сегодня. К нему привыкли люди, «Вечерку» сразу узнают. Трудно пока представить ее цветной… Хотя иногда возникает мысль: а почему бы и нет? Но для всего этого нужны определенные финансовые возможности. Пока видите — мы позволили себе добавить еще четыре страницы.



Мысли вслух
«Сейчас началась избирательная кампания, поэтому интерес к прессе у людей возрос. Во время выборов будем стараться писать обо всех ровно, ни в кого не бросаться грязью, да и им не позволять бросать грязью друг в друга. В этот период повышаются тиражи и подписка, но после выборов, в марте, все это закончится. Поэтому одна из наших задач — удержать тираж и подписчика за счет актуальных, качественных материалов, профессиональной их подачи читателям. Коллектив редакции состоит из профессионалов, настоящих, грамотных журналистов, умеющих писать действительно интересные статьи на самую широкую тематику.
Какова наша аудитория? Трудно сказать. Считалось, что пару лет назад она состояла из читателей среднего и старшего возраста. Потом появился новый редактор, который пытался сделать газету более коммерческой: были попытки освещать клубное, молодежное и студенческое движение. Попытка не удалась, потому что «Вечерний Харьков» изначально не был таким. «Вечерка» — общественно-политическая газета для харьковчан, интересующихся жизнью города, страны. С начала избирательной кампании опросы показали, что круг наших читателей заметно помолодел — процессы, происходящие в Украине, в нашем городе, интересуют все более широкую аудиторию. Соответственно и мы учитываем это в своих публикациях, расширяя диапазон освещаемых тем».


— А газета подорожает,если станет цветной?
— Вот в этом-то все и дело. Цветная печать стоит дороже, что потянет за собой удорожание газеты в розничной торговле. А мы этого позволить себе не можем, потому что сразу же потеряем приличный процент читателей и подписчиков — газета перейдет в другую ценовую категорию и займет совсем другую нишу. Но все-таки мне кажется, что сегодняшняя «Вечерка» — более строгая, более солидная, более «газетная». Общественно-политическая газета все же лучше смотрится черно-белой.
— Это Михаил Иосифович вас беспокоит. Скажите, почему с большим трудом можно купить вашу газету в киосках и на лотках? После работы, вечером, в день выхода ее на прилавках уже нет. Продавцы говорят, что получают их мало — всего по несколько штук.
— Харьковский рынок СМИ — это вообще совершенно загадочная и непредсказуемая структура! В газетном бизнесе, как и в любом другом, существуют разные «подводные» течения. Включаются определенные, далеко не рыночные механизмы. Например, бывают случаи, когда кто-то, пытаясь продвинуть «свою» газету, договаривается с оптовиками или другими, зачастую властными структурами, и они «щемят» конкурента, всячески ставя ему палки в колеса при распространении его издания. Короче, существует определенная борьба на рынке реализации продукции СМИ. Если какой-то киоск не взял газету «Вечерний Харьков» — все зависит от хозяина киоска. Сказать однозначно, почему он ее не берет, я не могу. Но кто хочет, тот газету найдет и купит. А самый лучший вариант — оформить подписку (на полгода, год), причем с любого месяца. Желаю Вам успеха и с наступающим праздником!
Читайте нас!
— Игорь Леонидович, с вами хочет поговорить пенсионерка Людмила Васильевна. Я вас поздравляю с наступающим Новым годом. Газета ваша хорошая, мы с мужем очень давно ее
выписываем. Я бы хотела, чтобы вы вернули «Знахарку», потому что мы очень больные люди. Еще я хочу попросить: по телевизору много рекламы, ну разве можно фильмы прерывать на рекламу? Может, вы этот вопрос решите? Эта реклама так пожилым людям на нервы действует! Может, она кому и нужна, но фильмы хотя бы пусть не прерывают. Ну нет сил такое смотреть. Большое вам спасибо, еще раз поздравляю с Новым годом!

— И Вас, Людмила Васильевна, тоже поздравляю и желаю всех благ. К сожалению, с рекламой на телевидении я не разберусь. Никак. Потому что, во-первых, телеканалы — это электронные средства массовой информации, а мы — печатные СМИ. Во-вторых, рекламодатели за рекламу платят деньги, за счет которых СМИ и существуют. Такова жизнь, такова экономика. Ничего мы с этим не сделаем. Мой Вам совет: во время рекламной паузы читайте нашу газету! А по поводу восстановления рубрики «Знахарка» мы подумаем. Если она нужна читателю, значит, будем публиковать. Спасибо Вам за совет и пожелания, постараемся Вас не подвести. Спасибо!
— Меня зовут Александр, я звоню из города Николаева. Я постоянный читатель вашей газеты в течение последнего года — читаю ее в электронном виде на вашем сайте в Интернете. Газета нравится. Думаю, что многие выпускники харьковских вузов интересуются, как идут дела в их «alma mater», — теперь же Интернет есть. Поскольку Харьков является интеллектуальной и студенческой столицей, было бы интересно видеть побольше материалов о харьковских вузах. Ведь проходят же различные студенческие олимпиады, есть какие-то победители…
— Спасибо, Александр, за предложение. Мы уделяем внимание тому или иному вузу, если есть событие, так называемый информационный повод. Мы его используем всегда. Какое-то событие произошло — мы моментально об этом пишем. Стараемся следить за всем, что происходит в студенческой среде…
— И еще одно. В Харькове много издательств, которые издают учебную литературу. Хотелось бы знать о новинках харьковских издательств.
— Однажды у нас была такая рубрика, но ею занимался журналист, который, к сожалению, давно уволился. Вы не первый, кто просит нас восстановить обзор книжных новинок, и поэтому в следующем году мы постараемся вернуть эту рубрику. Если у вас будут еще какие-то вопросы к нам, присылайте их на наш е-mаil. Мы всегда будем рады ответить.


Личное дело

Костромин Игорь Леонидович, главный редактор газеты «Вечерний Харьков» с марта 2005 года.
Родился 28 января 1959 года в Харькове. В 1974 году окончил 8 классов СШ № 38. В 1978 году окончил Харьковский станко-инструментальный техникум. Отслужил в армии. В 1986 году окончил Харьковский художественно-промышленный институт (специальность: художник-конструктор, дизайнер). Работал на заводе им. Шевченко в отделе технической эстетики. Потом ушел на «вольные хлеба». Был директором первого в городе видеопроката от обкома комсомола. Затем работал в коммерческой структуре заместителем генерального директора по маркетингу и рекламе. В 1996 году попробовал себя в журналистике и с тех пор работает на этой «ниве». С 2000 г. — член Национального Союза журналистов Украины. Женат. Двое детей — 23 и 16 лет. Хобби — музыка: играет на гитаре, пишет стихи и музыку.