Харьков — наиболее населенный город СССР, побывавший в оккупации во время войны.

В четырех битвах за Харьков и за время его двукратной оккупации (24 октября 1941 года, февраль 43-го, 15 марта 43-го и 23 августа 1943 года) погибло больше людей, чем где-либо еще в истории второй мировой, включая Сталинград. 



Таким увидели Южный вокзал наши войска, когда вошли в Харьков.

24 октября 1941 г. Харьков оккупировала 6-я армия вермахта. В первый же день фашисты повесили на балконах домов 116 человек, а более 2 тысяч человек согнали в гостиницу «Интернационал» (ныне «Харьков») и расстреляли. 5 декабря началась перепись населения, причем евреев вносили в особые списки. 

14 декабря 1941 г. по приказу военного коменданта города генерала Путкамера всех евреев в двухдневный срок обязали переселиться в район ХТЗ, где было организовано еврейское гетто. Каждый день оттуда выводили по 250–300 человек и отправляли на расстрел в Дробицкий яр. Гетто существовало до начала 1942 г. Также в яру расстреливали пленных красноармейцев и психически больных. Всего, по данным Госархива Харьковской области, были расстреляны около 20 тысяч человек. 

В декабре 1941 г. в Харькове впервые испробовали фургон-«душегубку», в котором людей убивали выхлопными газами. В этом адском изобретении фашисты уничтожили 30 тысяч человек. 

Всего за 23 месяца оккупации на территории области были убиты 280 тысяч мирных жителей и 23 тысячи раненых и пленных советских воинов, около 160 тысяч молодых людей угнаны в Германию. В Харькове около 195 тысяч человек были замучены, расстреляны или удушены в «душегубках». 

Харьков был одним из самых разрушенных городов в Европе. Были уничтожены десятки памятников архитектуры, вывезено в Германию много художественных ценностей, в т. ч. картины Рубенса и Веласкеса из Художественного музея. Ущерб городу составил 33,5 млрд руб. Посетивший город в 1943 г. писатель Алексей Толстой писал: «Я видел Харьков. Таким был, наверное, Рим, когда в пятом веке через него прокатились орды германских варваров. Огромное кладбище…»