Если бы не лихолетье Великой Отечественной, потерянные произведения искусства Харьковского художественного музея сегодня радовали бы нас. Но по-прежнему без ответа остается вопрос: отчего галерею, считавшуюся лучшей в стране, не включили в план эвакуации?
Только графических работ загадочного, магического Альбрехта Дюрера было бы 2477! А неповторимый Ван Дейк украшал бы не европейские коллекции, а привлекал бы европейских туристов в Харьков.— Все могло быть иначе, — говорит директор музея Валентина Мызгина. — До 1941 года наш музей насчитывал 75 тысяч экспонатов, осталось только 5 тысяч. Многое было вывезено в Германию. Уходя из Харькова, фашисты варварски подожгли здание вместе с произведениями искусства. После освобождения города наши сотрудники раскапывали на территории музея экспонаты — обожженные, искореженные. У нас сейчас в запасниках много предметов, которые или не подлежат реставрации, или их с большим трудом возможно реанимировать. Это инвалиды войны.
И все же небольшую часть коллекции удалось вывезти в Сибирь — сохранилось 4700 экспонатов. Когда их вернули в разрушенный послевоенный Харьков, музей разместили на Совнаркомовской, 11, где он находится и до сих пор. Сначала предлагали здание Земельного банка, в котором сейчас Автотранспортный техникум.
— Но культуре в ту пору восстановить это здание было нереально, — говорит Валентина Мызгина. — Поэтому дали нынешнее здание, в котором до того был художественный институт, располагались мастерские, были столовые. С тех пор музей вырос в несколько раз, но мы никогда не достигнем довоенного уровня.