Гость «Прямой телефонной линии» — заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации доктор социологических наук Людмила Александровна Белова.

С учебниками пока напряженно 

— Здравствуйте, Людмила Александровна. Меня зовут Маша. Скажите, пожалуйста, переходят ли в этом году школы на шестидневное обучение? 

— Школы, как и раньше, работают на пятидневке. Вас, конечно, немного больше загружают. Но пятидневка — это удобно, это дает возможность в субботу опомниться от бесконечной школьной гонки, подтянуть предметы, углубить знания, заняться тем, что вам еще нравится, кроме школьных предметов. 

— А можно еще вопрос? Говорят, что старшим классам не будет хватать учебников. Я перешла в девятый класс, нам уже не один год приходится брать учебники в школьной библиотеке. Учиться по ним невозможно: они старые, в них не хватает многих страниц

— К сожалению, однозначно сказать, что учебников будет хватать, не могу. Эта проблема до конца не решена. Всех учащихся Украины учебниками обеспечивает Министерство образования и науки. Мы получаем книги от организаций, которые заключают договор с министерством на их печатание. К сожалению, сегодня восьмые классы украиноязычных школ обеспечены новыми учебниками только на 39%, обеспечение восьмых классов русскоязычных школ еще хуже — 17%. Мы уже отправили срочные телеграммы в Министерство образования и науки Украины с просьбой ускорить доставку книг. А что касается 9-11-х классов, которые учатся еще по старым программам — они обеспечены учебниками на 98%. Другое дело — их качество. Для этих классов министерство уже не выпускает новые учебники, а старые приходят в негодность, срок их службы — пять лет. 

— Здравствуйте, Людмила Александровна. Вам звонит Валентин Артемович. Хотелось бы знать ваше мнение по поводу содержания школьных учебников. 

— Учебники никогда не были совершенными — ну, разве что геометрия Погорелова: это единственный учебник, который много лет получает позитивную оценку и учителей, и учеников, и родителей. А современные учебники действительно грешат тем, что в них много новаторства, не всегда соответствующего учебным планам. До недавних пор школам предлагали необоснованно широкий спектр учебников по одному и тому же предмету. Но мне кажется, за последние два года Министерству образования и науки удалось от этого уйти. Сегодня в школах в основном будут использовать два учебника на усмотрение учителя, максимум — четыре. Это дает возможность и унифицировать подходы: в государственном образовании должны быть государственные стандарты. Небольшое количество утвержденных министерством книг дает возможность выбрать лучших авторов и не выпускать учебники, не прошедшие апробацию: их заложниками становятся и дети, и учителя. 

— Здравствуйте, меня зовут Алла Михайловна. Скажите, будет ли хватать студентам общежитий? 

— В этом году проблема с общежитиями возникнуть не должна. В наших учебных заведениях 161 общежитие — больше 62 тысяч мест. Все общежития к учебному году готовы. Более того, мы сможем улучшить условия проживания студентов, готовясь к проведению Чемпионата Европы по футболу. Мы дали свои предложения для альтернативного проживания в студенческих общежитиях участников Евро-2012 и уже получили предварительное согласие на финансирование ремонтных работ. Думаю, эти работы начнутся в 2009 году. 

— И еще, если позволите. Появились ли в школах новые предметы и какое количество уроков должно быть в школьном расписании? Моя внучка уходит на занятия рано утром, а приходит почти затемно. Мало того, в гимназии придумывают и какие-то нулевые уроки. 

— В последние годы нас лихорадило от введения новых программ, учебных планов, учебников. Учителя не успевали ни методически, ни психологически к ним подготовиться. Не успевали отреагировать на новшества родители, бабушки и дедушки. Этот учебный год начинается без глобальных перемен и экстремальных ситуаций в методическом обеспечении и содержании программ. 

Принципиально новых предметов в школе нет. У 9-11-х классов прежние программы. Изменится содержание обучения в восьмых классах (они учатся по двенадцатилетней системе). Но увеличения часов, чего так боятся родители, не будет. Даже наоборот: 12 лет обучения позволят облегчить школьную нагрузку. Например, в восьмом классе на один час в неделю сократятся уроки математики, украинского и иностранного языков: эти часы «уходят» в 9-е, 10-е классы. Зато станет больше уроков физкультуры — теперь в неделю их будет не два, а три. Это должно способствовать улучшению здоровья школьников, ведь уровень заболеваемости детей, к сожалению, не снижается. 

А что касается количества уроков — больше шести в день их быть не должно. Нулевые уроки — это факультативные занятия, они ни в коем случае не могут проводиться принудительно, а только при согласии родителей и учеников, после перерыва и во второй половине дня. 

Если уроки валеологии неадекватны, жалуйтесь в районо 
— Здравствуйте, Людмила Александровна. Меня зовут Татьяна Александровна. Скажите, кто-то контролирует проведение уроков по валеологии? Наш учитель, например, уходит на уроках «в космос», «чистит» карму. 

— Содержание уроков контролирует Харьковский областной научно-методический институт непрерывного образования: там проверяют соответствие учебных планов утвержденным программам. А если уроки по валеологии или другому предмету ведутся неадекватно — родителям нужно обязательно обращаться в районо. 

Дети «дорожают» 

— Людмила Александровна, сколько «стоит» пребывание ребенка в детском саду и в школе? 

— Мы стараемся увеличивать финансирование. В 2007 году содержание ребенка в детском саду составляло 2671 гривну, в школе — 3085. Мы пока не знаем окончательных подсчетов, но по прогнозам в нынешнем году на одного ребенка в детском саду приходится больше пяти тысяч гривен, на одного школьника — 4185. К сожалению, финансирование осуществляется от возможностей, а если исходить от потребностей — сумма должна быть, конечно, больше. Мы ратуем за то, чтобы повысить стоимость одноразового питания для льготников и для детей 1–4-х классов хотя бы до девяти гривен в день. 

В частных вузах меньше коррупции 
— Добрый день. Меня зовут Марина Валентиновна. На каком основании подняли стоимость контрактного обучения? Меня, например, не убедило объяснение вузов о подорожании тарифов. Они везде примерно одинаковы, но в непопулярных вузах со стоимостью обучения поскромничали, зато в престижных цены просто взлетели? 

— Для нового набора студентов вуз может повысить цену за обучение. Новая цена должна быть обоснована и утверждена министерством. Объективным критерием повышения стоимости учебы являются рост тарифов, заработной платы. Но есть и субъективный критерий: там, где есть спрос на специальность — повышается и цена. 
Престижные вузы не опасаются, что цены отпугнут их абитуриентов. А там, где спроса нет — цену, несмотря на повышение тарифов, может быть даже и не повысят, иначе они не наберут себе контингент. К слову, в этом году недобор на контрактную форму обучения станет проблемой. А это означает уменьшение нагрузки для преподавателей, сокращение штата и уменьшение финансирования — вузы недополучат часть денег, которые идут на улучшение их материальной базы. 

— Здравствуйте, Людмила Александровна. А чем отличается образование в государственных и частных вузах? 
— Каждая система имеет свои преимущества и недостатки. Разница в контингенте учащихся государственных и частных вузов, безусловно, существует, но она не столь значительна, как может показаться на первый взгляд, потому что в каждом государственном вузе есть контингент контрактников, которые платят за обучение. Но преимущество частных вузов — там гораздо меньше оснований для коррупции. Там студенты рассуждают: «А за что платить? Я уже оплатил свое образование». Не будем, конечно, класть голову на плаху и говорить, что в частных вузах или на контрактных отделениях коррупции нет, но повода для такого явления гораздо меньше. Кроме того, частные вузы — это примерно тысяча-полторы студентов. С таким маленьким коллективом работать легче: это означает практически индивидуальную работу со студентами. В вузах, где учится 15 тысяч студентов, сложнее организовать работу, но, с другой стороны, это, как правило, мощный научный центр со своими традициями, большим притоком финансирования и возможностями для создания современной материально-технической базы. Зато частные вузы маневреннее: коллектив из 200 преподавателей и тысячи студентов легче развернуть на инновационные проекты. 

— Добрый день. Меня зовут Олег. Скажите, есть ли в вузах распределение? 

— Государственного распределения, каким оно было в прошлые годы, уже нет. Теперь распределение происходит по договорам, которые вуз заключает с министерством или предприятием, независимо от форм собственности. По информации вузов, в этом году заключены договоры на всех бюджетных студентов-выпускников.

Личное дело

Белова Людмила Александровна — заместитель главы Харьковской облгосадминистрации с 2005 года.
Родилась 29 июля 1951 г. в Макеевском районе Донецкой области. В 1968 году окончила среднюю школу № 5 г.Туапсе Краснодарского края, а в 1973 году — Харьковский автодорожный институт. После окончания вуза осталась работать в ХАДИ вплоть до 1995-го: инженером, старшим инженером кафедры дорожно-строительных материалов, затем — аспирантом. С 1978 до 1987 года — ассистент кафедры дорожно-строительных материалов, доцент института. С 1987 до 1990-го возглавляла партком ХАДИ, а с 1990 до 1995 года была проректором по учебной работе. Затем год работала проректором по социально-экономическим вопросам и проректором по учебно-воспитательной работе Харьковского гуманитарного института «НУА». С 1996 года — в управлении образования и науки Харьковской облгосадминистрации: до 1998 г. — начальником отдела высшего образования, с 1998 до 2002 года — заместителем начальника управления образования и науки, затем до 2005 года — начальником ГУ образования и науки ХОГА, а с 2005 года — замглавы Харьковской облгосадминистрации.
Научная степень, ученое звание: доктор социологических наук, профессор, кандидат технических наук, доцент.
Имеет почетное звание «Заслуженный работник образования Украины»,
награждена Орденом княгини Ольги II и ІІІ степени, Знаком «Петро Могила».
Хобби: дача, выращивание цветов.


Куда жаловаться

С конкретными претензиями и негативными фактами можно обращаться в Главное управление образования и науки облгос­администрации по телефонам: 705-02-81 (отдел среднего образования); 705-02-91 (отдел высшего образования).