Первый блин тестирования вкусили не только абитуриенты. Его отведали и в приемных комиссиях вузов. И слегка поперхнулись: недоразумения возникали на разных этапах приема студентов.

— Идея тестирования очень хорошая, но совершенно неподготовленная, — считает ответственный секретарь приемной комиссии Национального фармацевтического университета Станислав Погорелов. — Чтобы иметь качественное тестирование — должен быть комплекс и законов, и нормативных документов. Нельзя было сразу внедрять тестирование на устоявшуюся систему: надо было готовиться фундаментально, причем поэтапно, а не нахрапом. 

Станиславу Погорелову нынешняя вступительная кампания показалась очень напряженной.
А сложнее всего было от неопределенности: много неурегулированных моментов, отданных на рассмотрение вузам, но нечетко определенных Минобразования и науки, говорит Станислав Викторович. 

— В декабре и январе, например, у нас был проект правил приема, в котором было сказано, что выпускники прошлых лет могут поступать и без сертификатов. Мы эту информацию передали абитуриентам, которые к нам обращались. В результате несколько человек к нам приехали поступать без сертификатов, а мы не могли их принять. 

Абитуриенты, конечно, возмущались. Были и другие моменты, оставшиеся в подвешенном состоянии — правила приема инвалидов, льготников, — перечисляет неурядицы Станислав Погорелов. — Кроме того, количество бюджетных мест мы получили за день до зачисления, да и то по электронной почте. В результате проводили прием в вуз, имея лишь проект бюджетного набора, причем устный: в письменном виде не было ни приказов, ни нормативных документов. Это тоже вносило лепту в общую неопределенность. 

Недоразумения были и в Харьковском Национальном университете радиоэлектроники. Во время приема документов насколько и где было можно в вузе старались идти абитуриентам навстречу, уверяет заместитель ответственного секретаря приемной комиссии ХНУРЭ Иван Милютченко. Но были и тупиковые ситуации, когда сдавать документы в вуз приходили, например, абитуриенты с сертификатами ниже критических 124 балов (очевидно, не усвоили даже азов новых правил приема. — Авт.). Или абитуриенты с медицинской справкой, позволявшей не участвовать в тестировании, и с тестовыми сертификатами. Но так как абитуриенты все-таки уже сдали тесты — зачислить в ХНУРЭ их не могли.
Подобные недоразумения возникли и в Харьковском Национальном автомобильно-дорожном университете. 

— Одна мама обвиняла нас в сокрытии информации и даже угрожала уголовным делом, — сетует ответственный секретарь приемной комиссии ХНАДУ Сергей Бугаевский. — А суть заключалась в том, что, согласно правилам приема, ее сын, уволившийся в этом году из Вооруженных Сил, имел право пройти либо тестирование, либо собеседование. Не разобравшись, этот абитуриент сдал тесты и получил недостаточные для зачисления оценки. Принять его мы не могли. А мама пытались нам объяснить, что мы виноваты в том, что ее сын не может поступить, — комментирует Сергей Александрович. — У меня в данном случае возник закономерный вопрос: почему, когда он регистрировался на тестирование, ему не разъяснили его права, хотя там видели его документы? 

Сергей Александрович считает, что одна из причин нестандартных ситуаций во время вступительной кампании — постоянно шедший информационный вал о необходимости прохождения тестирования. В результате абитуриенты, у которых было право в тестировании не участвовать, своими привилегиями так и не воспользовались. 

Свои ощущения от нынешней вступительной кампании Сергей Бугаевский охарактеризовал так: 

— Честно? Слава Богу, мы ее пережили, — вздыхает он.

Работа над ошибками

Вероятно, «сеять» сертификаты уже не дадут 

В тестировании следующего года грядут перемены. Видимо, нарекания по поводу нынешней вступительной кампании стали поступать из всей страны. Минобразования уже предложило к рассмотрению проект измененных правил приема в вузы. 
В Главное управление образования и науки Харьковской облгосадминистрации поступают предложения по совершенствованию системы тестирования. 

— Наши педагоги считают, что при поступлении в вуз нужно учитывать и оценки в аттестатах, — сообщает замгубернатора Харьковской области Людмила Белова. — Если школьник собирается поступать в гуманитарный вуз и ему нужно пройти всего два теста — зачем ему учить математику и физику, получать хороший аттестат? Нужно знать только эти два предмета. Кроме того, есть мнение о том, что нужно более широко и конкретно проводить разъяснительную работу по механизму оценивания результатов тестирования. В этом году, на мой взгляд, недостаточно свое­временно была доведена информация до родителей, учителей и учеников о том, что две шкалы в сертификате (12-балльная и 240-балльная. — Прим. авт.) абсолютно несопоставимы: они оценивают разный объем знаний, а это не было оговорено с самого начала и привело к недопониманию. 

Идет речь и о том, чтобы разделить тестирование по украинскому языку и литературе. Людмила Белова — сторонница того, что не может быть монопольного органа, претендующего на окончательную оценку уровня знаний: это повод для конфликтов. 

— У выпускника должно быть право выбора, где проходить тестирование, поэтому, возможно, нужно несколько центров тестирования, причем и государственные, и негосударственные, — говорит она. 

Есть предложение и ограничить число вузов, куда абитуриенты могут подать документы. 

В сентябре в Харькове пройдет расширенное совещание с участием всех, кто причастен к тестированию — ректоры, школьные учителя, студенты, школьники, их родители обсудят новые условия приема в вузы.


Мнение специалиста

«Не согласен!» 

Почему некоторые абитуриенты не знали условий тестирования и приема в вузы — директор регионального центра тестирования Александр Сидоренко недоумевает и предполагает, что причиной могла стать лишь апатия бывших школьников по отношению к собственной судьбе. 

Упреки, которые звучали от представителей приемных комиссий вузов о недостаточной осведомленности абитуриентов по поводу нюансов тестирования, директор Харьковского регионального центра оценивания качества образования Александр Сидоренко не принимает. 

Он заявляет, что условия тестирования и правила приема в высшие учебные заведения множество раз разъясняли не только специалисты в центре тестирования, но и в школах, и в пунктах тестирования. Кроме того, информация постоянно шла и из всевозможных СМИ, говорит он 

— Это — неуклюжие попытки найти причины в других, но не в себе, — считает Александр Сидоренко. — Если человек хочет чего-то достичь в жизни — он, как правило, знакомится с исчерпывающими сведениями по интересующему вопросу. Абитуриент должен самостоятельно проявлять максимальный интерес к условиям приема, приложить все усилия для того, чтобы получить максимум информации.