На пороге — Первый звонок, а значит, один из самых важных периодов для каждого школьника: адаптация к новым условиям. В первые месяцы особенно тяжко приходится ученикам гимназий и лицеев.
— Школа с первых дней учебы ставит перед ребенком нелегкие задачи, — считает врач отделения гигиены детей и подростков областной СЭС Евгения Шуба. — Нужно овладеть учебной программой, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к коллективу, приспособиться к новым условиям и режиму умственного труда.Малышу шагнуть в новую жизнь непросто: безмолвно-безнадежное сидение за партой, страшный директор, не складывающиеся отношения с задирой-одноклассником. Этому важному периоду в жизни ребенка родители могут не придать особого значения. Многие мамы и папы полагают, что привыкание к школе — это лишь безрадостная успеваемость их чада, категорический отказ читать книжки и вообще ходить в «эту противную школу». Не слишком проницательны даже медики и учителя. По данным Харьковской облСЭС, педагоги и медработники, несмотря на специальное образование и опыт работы, не смогли дать ни одного полного ответа о проявлениях адаптационного периода, а 20% медиков вообще затруднялись с ответом на этот вопрос.
Между тем ломка житейского уклада таит в себе неприятности похлеще скверной успеваемости. По словам завотделом гигиены детей школьного возраста и подростков Института охраны здоровья детей и подростков доктора медицинских наук Георгия Даниленко, процесс адаптации у школьников может стать причиной повышенной утомляемости, ОРВИ (особенно если учесть, что с приходом детей в школу начнется активный обмен инфекциями). Кроме того, у ребенка могут появиться признаки невротизации — легкие психические нарушения, а также обостриться хронические заболевания, чаще всего — желудочно-кишечного тракта.
В лицеях, гимназиях, колледжах — учиться и престижно, и, возможно, перспективно. Но чревато. Там не только активно внедряют инновационные технологии образования и усложняют учебные программы, но наращивают учебную нагрузку. Евгения Шуба предупреждает: игнорирование гигиенических норм организации учебного процесса, особенно младших классов, может повредить развитию ребенка и его здоровью. Врачи облСЭС, оценивая степень психофизической адаптации по продуктивности учебы, образной, вербальной и механической памяти, уровню логического мышления, количеству ошибок, пришли к выводу, что лицеисты по сравнению с их ровесниками из обычных школ гораздо хуже проходят адаптацию.
Любопытно: в обычных школах напряженная адаптация наблюдается вдвое чаще у мальчиков. А вот девочки гимназистки-лицеистки, оказывается, переносят адаптацию почти в пять раз тяжелее, чем их одноклассники мальчишки.
А труднее всех шестилеткам-первоклашкам — почти у трети из них медики наблюдали тяжелое течение адаптации. Елена Шуба не сомневается: если учебный процесс оптимизировать — удается улучшить и адаптационные процессы.
Советы психолога
Оболтусам удается себя сберечь
Прилежные дети дерзают в учебе, зато не щадят психику и здоровье. Как помочь чаду уберечься от переутомления?
Заведующая центром практической психологии и социальной работы, психолог-консультант Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования Елена Маринушкина уверяет, что есть дети, способные сами спасать себя от переутомления. Они просто позволяют себе от чего-то отлынивать, просчитать: вызовут – не вызовут, помогают друг другу списывать. Их можно считать хитрецами или лодырями, но именно таким детям удается самим регулировать собственные внутренние процессы и экономно расходовать внутренние ресурсы.
— Но такое самосохранение удается в основном детям, обладающим сильным типом нервной деятельности: холерикам и сангвиникам в разном сочетании, — рассказывает Елена Маринушкина. — Зато в группе риска — тревожные дети или ребята с комплексом отличника, которые постоянно делают все как надо и не отступают ни на йоту. Они вообще не предусматривают для себя позицию, что что-то можно не сделать, выучить не на высшую оценку, в чем-то сачкануть: проигнорировать все дела и просто лечь на диване отдохнуть, а поэтому нередко подвержены синдрому хронической усталости.
Чтобы чада не пострадали от школьной нагрузки, Елена Маринушкина рекомендует родителям помочь им расслабиться. Можно провести время с детьми на развлекательных комплексах, в бассейне, устроить со взрослыми детьми неутомительный шоппинг, перемежая его с прогулкой: посидеть у фонтана, покататься на роликах или коньках. Если родители замечают, что ребенок выбился из сил (особенно это возможно в период, когда формируются вторичные половые признаки) — в течение учебной недели можно устроить дополнительный выходной. А вообще, чтобы разрядиться, психолог советует сделать то, что хочется: вместе попрыгать на кровати, пошвыряться подушками, поесть до отвала мороженого. Повезло детям, чьи домашние умеют смеяться до упаду — это тоже хороший выход для эмоций.
Прилежные дети дерзают в учебе, зато не щадят психику и здоровье. Как помочь чаду уберечься от переутомления?
Заведующая центром практической психологии и социальной работы, психолог-консультант Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования Елена Маринушкина уверяет, что есть дети, способные сами спасать себя от переутомления. Они просто позволяют себе от чего-то отлынивать, просчитать: вызовут – не вызовут, помогают друг другу списывать. Их можно считать хитрецами или лодырями, но именно таким детям удается самим регулировать собственные внутренние процессы и экономно расходовать внутренние ресурсы.
— Но такое самосохранение удается в основном детям, обладающим сильным типом нервной деятельности: холерикам и сангвиникам в разном сочетании, — рассказывает Елена Маринушкина. — Зато в группе риска — тревожные дети или ребята с комплексом отличника, которые постоянно делают все как надо и не отступают ни на йоту. Они вообще не предусматривают для себя позицию, что что-то можно не сделать, выучить не на высшую оценку, в чем-то сачкануть: проигнорировать все дела и просто лечь на диване отдохнуть, а поэтому нередко подвержены синдрому хронической усталости.
Чтобы чада не пострадали от школьной нагрузки, Елена Маринушкина рекомендует родителям помочь им расслабиться. Можно провести время с детьми на развлекательных комплексах, в бассейне, устроить со взрослыми детьми неутомительный шоппинг, перемежая его с прогулкой: посидеть у фонтана, покататься на роликах или коньках. Если родители замечают, что ребенок выбился из сил (особенно это возможно в период, когда формируются вторичные половые признаки) — в течение учебной недели можно устроить дополнительный выходной. А вообще, чтобы разрядиться, психолог советует сделать то, что хочется: вместе попрыгать на кровати, пошвыряться подушками, поесть до отвала мороженого. Повезло детям, чьи домашние умеют смеяться до упаду — это тоже хороший выход для эмоций.
Советы медика
Как помочь детям стать школьниками
В первую очередь нужно правильно организовать рабочее место школьника, — рекомендует завотделом гигиены детей школьного возраста и подростков Института охраны здоровья детей и подростков Георгий Даниленко.
— Стол должен быть такой высоты, чтобы ребенок мог, положив на него локти, сидеть с ровной спиной, — советует Георгий Николаевич. — Рабочее место не должно быть захламлено. Очень важно на рабочем месте выделить рабочую зону и зону легкого доступа. В рабочей зоне в радиусе согнутой в локте руки не должно быть никаких посторонних предметов. А в зоне ближайшего доступа должны быть вещи только для постоянного пользования ребенка и тоже ничего лишнего: ни игр, ни других ярких пятен, которые будут отвлекать от работы. Стол и стул должны быть подобраны по росту. В идеале, когда ребенок сидит, должны образоваться прямые углы: спина — бедро — голень. Ноги должны стоять на небольшой подставке: такая опора особенно важна для детей младшего школьного возраста.
А главные пожелания родителям школьника: полноценный сон, правильный режим, рациональное питание, говорит Георгий Даниленко.
В первую очередь нужно правильно организовать рабочее место школьника, — рекомендует завотделом гигиены детей школьного возраста и подростков Института охраны здоровья детей и подростков Георгий Даниленко.
— Стол должен быть такой высоты, чтобы ребенок мог, положив на него локти, сидеть с ровной спиной, — советует Георгий Николаевич. — Рабочее место не должно быть захламлено. Очень важно на рабочем месте выделить рабочую зону и зону легкого доступа. В рабочей зоне в радиусе согнутой в локте руки не должно быть никаких посторонних предметов. А в зоне ближайшего доступа должны быть вещи только для постоянного пользования ребенка и тоже ничего лишнего: ни игр, ни других ярких пятен, которые будут отвлекать от работы. Стол и стул должны быть подобраны по росту. В идеале, когда ребенок сидит, должны образоваться прямые углы: спина — бедро — голень. Ноги должны стоять на небольшой подставке: такая опора особенно важна для детей младшего школьного возраста.
А главные пожелания родителям школьника: полноценный сон, правильный режим, рациональное питание, говорит Георгий Даниленко.