Из 20 родников на территории Харькова только в трех вода пригодна к употреблению, а какого качества вода в артезианских скважинах, пока точно не знает никто.

Состав воды в харьковских родниках не стабилен по химическим и бактериологическим показателям, утверждает начальник отдела экологии Департамента жилкомхоза горисполкома Михаил Трофимченко. Кроме того, говорит он, большинство родников бесхозные. При этом пробы воды из них берутся крайне редко. 

— Эталоном родниковой воды в Харькове является родник в Саржином Яру, — подчеркнул Михаил Трофимченко, — но и в нем периодически наблюдаются хоть и незначительные, но отклонения от нормы. 

Вода из артезианских скважин тоже не вызывает доверия. Всего насчитывается 300 ведомственных скважин, пробуренных в черте города в основном на территории промпредприятий еще в период производственного бума, когда у каждого завода была своя артезианская вода. Однако большинство из них уже давно не используется, а это тоже плохо. 

— В соответствии с выводами ученых, одной из техногенных причин подтопления территорий г. Харькова является прекращение эксплуатации мергельно-мелового водоносного горизонта в системе артезианского водоснабжения города, — рассказывает Михаил Трофимченко. 

— Специалисты утверждают, что если не затампонировать скважину (а таких в Харькове много), это приводит к вторичному загрязнению подземной гидросферы. Учитывая техногенную опасность для проживания населения, связанную с подтоплением территорий (загрязнение вод, грунтов, заболочивание, вымокание зеленых насаждений, деформация и разрушение фундаментов домов, сооружений, коммуникаций, развитие оползневых процессов, затопление выгребных ям, подвалов), ученые рекомендуют восстанавливать эксплуатацию водозаборов неглубокого залегания для технического водоснабжения предприятий. 

Но для этого сначала нужно провести полную инвентаризацию артезианских скважин. На заседании городской комиссии по чрезвычайным ситуациям решено до 1 октября создать специальную комиссию, которая разработает план проведения инвентаризации, чтобы к 1 января 2009 года уже точно знать, какие скважины можно использовать, а какие необходимо затампонировать или ликвидировать вовсе.