Гость «Прямой телефонной линии» — старший научный сотрудник Института патологии позвоночника и суставов им. проф. М.И. Ситенко Андрей Мезенцев.

— Здравствуйте! Меня зовут Мария Ивановна, я живу на проспекте Победы, 75. У меня болит позвоночник — боль, как от ножа, по всей спине. Самостоятельно передвигаться очень тяжело. 

— Здравствуйте, Мария Ивановна! Вряд ли я смогу вам поставить заочно диагноз по телефону. Тем более что у людей в возрасте существует комплексная патология: и ноги отекают, и спина болит. Приходите на консультацию в Институт патологии позвоночника и суставов имени Ситенко в любой день, кроме субботы и воскресенья, по адресу: улица Пушкинская, 80. На первом этаже с 9 до 15 часов работает консультативно-диагностическое отделение. Заранее, с утра, запишетесь на прием в регистратуре. Затем вас осмотрит и проконсультирует специалист. Возможно, придется выполнить рентгенограммы или лабораторные исследования. Тогда можно установить диагноз и назначить лечение. 

— Но я сама не доеду… 
— В таком случае вызывайте «скорую помощь» — она вас доставит к нам. Можете предварительно позвонить нам по телефону 704-14-79. Постарайтесь запастись снимками и другими медицинскими документами. 

— А прием бесплатный? 
— Да, для граждан Украины, по направлению поликлиники. Мы консультируем и лечим не только харьковчан, а обслуживаем практически всю Украину и даже часть России. У нас в детском отделении география проживания пациентов — от Петропавловска-Камчатского до Кишинева или Баку. Но для них услуги платные. Если вы придете без направления поликлиники, можете завести карточку и пройти платную консультацию. 

Наши зарубежные коллеги удивляются, почему в Украине так медленно развиваются малоинвазивные методы лечения грыж межпозвонковых дисков, позволяющие оказывать помощь пациентам на ранних стадиях заболевания. К сожалению, ментальность наших людей такова, что вначале отнимается нога, потом пациент посещает всевозможных народных целителей и экстрасенсов, а уж потом идет к врачу. В Европе ситуация совсем иная. Там люди понимают, что здоровье — это прежде всего деньги и хорошая работа. 

Новые технологии 
— Меня зовут Игорь Андреевич, пациент вашего института «со стажем». Слышал о том, что научная работа ваших сотрудников выдвинута в этом году на соискание Госпремии Украины в области медицины. Интересно, о чем она? 

— В этом году коллектив авторов из десяти ученых вертебрологов и нейрохирургов (пятеро из них представляют наш институт, один из Донецка и четверо из Киева) представил цикл научных работ «Разработка и внедрение новых хирургических технологий при заболеваниях и повреждениях позвоночника» на соискание Госпремии в области науки и техники. Результатом этой работы стал существенный прогресс в хирургическом лечении пациентов с патологией позвоночника. 

Одно из главных направлений работ, представленных на соискание — внедрение малоинвазивной хирургии позвоночника. Такие технологии позволяют выполнять операции без больших и травматичных хирургических доступов, что значительно облегчает послеоперационный период. Вначале делается прокол, вводится тонкая спица, на экране электронного оптического прибора видно ее положение: правильно ли она вошла. Далее устанавливается тубус, расширяется рабочий канал, через который можно подойти непосредственно к грыже. Остается ее удалить, убрать тубус и наложить один шов на кожу. Результаты значительно лучше, чем при традиционной открытой хирургии: после небольшого прокола рана быстрее заживает. Правда, эта технология требует наличия высокотехнологического и дорогостоящего оборудования. Этот метод используется для лечения грыж во всех отделах позвоночника — шейном, грудном и поясничном. В Европе и Америке лечение грыж межпозвонковых дисков начинается на ранней стадии, потому что наличие старых грыж, осложненных выпадением части диска в позвоночный канал, не позволяет использовать подобную эндоскопическую технику. 

Стульчик Гофельда и дети из Африки 

— Меня зовут Наталия. Скоро 1 сентября, сын идет в школу, и я с ужасом снова буду наблюдать, как ребенок, имеющий сколиоз, будет просиживать часами перед компьютером и вообще сидеть за партой. Какие есть способы уберечь ребенка от прогрессирования болезни? 

— К сожалению, в нашей стране сейчас разрушена система массового школьного скрининга сколиоза, который выявляет группы риска детей со сколиозом и позволяет начать раннее лечение. Более 80% пациентов впервые обращаются в Институт со сколиозом 3-4-й степени. Уровень консервативного лечения сколиоза в Украине достаточно низкий, нет единого подхода врачей к лечению. Многие ортопеды не хотят применять корсеты, обосновывая это тем, что они могут привести к атрофии мышц. На самом деле мировой опыт и наработки нашего института показывают: корсетотерапия при сколиозе обязательна, и если ее начать вовремя, вероятность излечения пациента порядка 90-94%. 

Для профилактики и даже для лечения при небольших степенях сколиоза можно использовать стульчик Гофельда, в разработке которого принимали участие сотрудники нашего института. Здесь пациент коленями и передней поверхностью голени упирается в мягкий валик, за спиной у него нет опоры. Баланс заставляет тело искать положение, когда мышцы работают и обеспечивают правильное положение позвоночника — положение напряжения. Исследования в ортопедическом санатории в Евпатории показали, что дети со сколиозом быстро привыкают к этому устройству, им значительно удобнее сидеть, а искривление позвоночника не прогрессирует. 

— А взрослые могут использовать этот стульчик? 

— Надо попробовать. Человеку с 70 килограммами и средним телосложением, вполне возможно, будет удобно. Принцип действия стульчика Гофельда связан с балансом: вот у женщин в Африке, которые носят грузы на голове, практически не встречается сколиоз. Точно так же, как у африканских детей не бывает врожденного вывиха бедра, поскольку матери носят их на боку, причем ножки малышей разведены. Это, кстати, то положение, в которое мы в институте укладываем детей, если имеется дисплазия или подвывих бедер. А они носят их так, на боку, с рождения. 

Кстати, важным разделом научной работы наших сотрудников, вынесенной на соискание Госпремии в области науки и техники за 2008 год, являются технологии хирургического лечения различных деформаций позвоночника. За последние годы нам удалось сделать рывок в хирургическом лечении сколиоза: технологии, которые мы применяем, соответствуют мировым стандартам. Это стало возможным благодаря тому, что все члены авторского коллектива состоят в различных международных научных обществах. В частности, наш замдиректора по науке профессор В.А. Радченко сейчас на Всемирном конгрессе ортопедов и травматологов (SICOT) в Гонконге. Предполагается, что там он будет избран директором секции позвоночника. Для стран постсоветского пространства это первый человек, который настолько далеко продвинулся в этой организации. Мне самому доводится быть членом Всемирного общества ортопедической реабилитации и лечения сколиоза (SOSORT), в сентябре мы примем участие в 43-м Конгрессе американского общества исследователей сколиоза в Солт Лейк Сити. 

Увы, в Украине всего три центра, где проводится хирургическое лечение сколиоза на уровне мировых стандартов: в нашем институте, в Донецком и Киевской больнице ОХМАДЕТ. Хотя в таком лечении нуждаются около 12 тысяч детей (примерно 1% населения страны). А в этих трех центрах выполняется всего 200 операций в год. Это сложные, высокотехнологические операции, требующие специального оборудования и опытных хирургов. 

Высокий каблук — пытка для стопы 

— Меня зовут Ирина Викторовна. Сейчас мода у девочек-подростков носить ежедневно очень высокие каблуки. Влияет ли это на состояние позвоночника? 

— Влияет безусловно. И в первую очередь на форму стопы. Расплатой женщин за высокие каблуки является артроз плюснефаланговых суставов и молоткообразная деформация пальцев стопы. С ортопедической точки зрения оптимальная высота каблука — четыре-пять сантиметров, что позволяет равномерно распределить нагрузку между передним и задним отделами стопы. При каблуке около десяти сантиметров основная нагрузка приходится на передний отдел стопы, а не на пятку. В то же время вредно ходить вообще без каблука, потому что при этом большая часть нагрузки приходится на пятку. Теперь о позвоночнике. Из-за высоких каблуков нарушается походка — девушки идут с согнутыми коленями, что приводит к сгибанию в тазобедренных суставах, а это чревато нарушением позвоночно-тазового баланса. Ведь препятствие в опоре вынуждает человека балансировать и формировать противоискривления. Так что высокие каблуки могут способствовать появлению или усугублять уже имеющиеся заболевания позвоночника и суставов. 

Личное дело

Мезенцев Андрей Алексеевич — старший научный сотрудник отдела малоинвазивной и инструментальной хирургии позвоночника Института патологии позвоночника и суставов им. проф. М.И. Ситенко Академии медицинских наук Украины. 

Родился 4 августа 1964 г. в Харькове. В 1981 г. окончил СШ № 36, в 1987 г. — Харьковский мединститут (по специальности педиатрия). С 1987 по 1988 гг. проходил интернатуру по детской ортопедии и травматологии на базе 7-й детской клинической больницы г. Харькова. В 1988-2001 годах работал врачом ортопедом-травматологом отделения детской ортопедии Харьковского НИИ ортопедии и травматологии (позже НИИ переименовали в Институт патологии позвоночника и суставов). С 1992 г. совмещает должность ассистента кафедры травматологии и ортопедии Харьковской медицинской академии последипломного образования. В 2001 г. был избран по конкурсу на должность старшего научного сотрудника отдела малоинвазивной и инструментальной хирургии позвоночника, а в 2005 г. решением ВАК Украины получил это звание. В 2000 г. защитил кандидатскую диссертацию, работает над докторской. Женат, воспитывает троих детей. Хобби — большой теннис в клубе «Уникорт».