С одной стороны малышей еще с колыбели обкладывают энциклопедиями, с другой - все больше говорят о деградации нынешнего покемоно-равнодушного поколения. Так какие же они — сегодняшние первоклашки?

С одной стороны нынче малышей еще с колыбели обкладывают энциклопедиями, с пеленок натаскивают на иностранные языки и затягивают в балетные пачки. С другой же все больше говорят о деградации нынешнего покемоно-равнодушного поколения по сравнению с их предшественниками. Так какие же они — сегодняшние первоклашки? 

Новобранцы гимназии № 45 изысканно красивы, трогательны, но уж очень малы. Поиграть бы им еще в куклы да в машинки, да не тут-то было: пора садиться за парту. Малыши-первоклассники Игорь Демченко и Полина Науменко, серьезные не по годам, не сговариваясь поведали, что в школу хотят. Но вот почему — точно еще не знают: школа для них пока — inkognita terra. 

— Перед современными детьми и родители, и школа ставят более объемные задачи, чем двадцать-тридцать лет назад. Сегодняшние первоклассники более информированы, но они не знают, что делать с этой информацией: она очень бессистемна, — говорит завкафедрой начального образования Народной Украинской академии Ольга Божко. — Нынешняя подготовленность детей к школе — это форменное натаскивание без глубокого понимания окружающих явлений. Это просто эксплуатация детской памяти без опоры на мышление. А интеллектуальная готовность предусматривает прежде всего понимание тех явлений. Последние исследования психологов и педагогов показывают: мотивация детей к учебе падает. Нынешних детей настолько замучили чтением, счетом, что они уже не хотят идти в школу, они говорят: «Это трудно». 

Дети стали намного свободнее в общении, у них в какой-то степени лучше развита речь, но они менее эмоционально стабильны. Они стали более агрессивными, тревожными, потому что не могут соответствовать тем рамкам, которые выстраивают им родители. Кроме того, нынешние дети гораздо слабее физически, чем те, с которыми начинала работать Ольга Божко в 70-х годах. Но главное в портрете современного первоклашки — ему всего шесть лет и у него совершенно иные, если сравнивать с предшественниками, физические и психологические особенности. 

Шесть лет — это кризисный, как и в подростковом возрасте, период в жизни ребенка. О кризисе в этом возрасте свидетельствует сама природа: у детей меняются зубы, происходит интенсивный рост, становится нестабильной нервная система. 

Нынешние шестилетки-первоклассники меньше настроены на обучение: у них в дошкольном возрасте не была сформирована игровая деятельность. Им некогда было играть: только учиться, учиться и еще раз учиться с младых ногтей. Есть даже термин — «недоигравшие дети», говорит Ольга Ивановна. 

Нынче дошкольниками считаются пятилетки и по их играм уже можно судить о том, как они будут учиться. 

— Есть даже математически проверенные исследования: чем отличаются пятилетние малыши 70-х годов от нынешних, — рассказывает кандидат педагогических наук психолог специализированной экономико-правовой школы НУА Зоя Шелкунова. — В первую очередь у современных пятилеток не сформирована игровая деятельность. Они не разворачивают в игре сюжет, а игры носят в основном агрессивный характер типа компьютерных стрелялок и боевиков. «Выстрелил — убил», а разворачивание сюжета: что было, почему это произошло и что было потом — их не интересует. А когда им играть, если фактически с горшка они пересаживаются за парту? 

Между тем игра — это основа, на которую потом накладывается учебная деятельность, считает Ольга Божко. В игре формируется творческое воображение, а без этого не может сформироваться и творческое мышление. 

— Я не тоскую за теми, прежними детьми, — признается Ольга Божко. — Они просто были совершенно иные, и прежде всего в силу своего возраста. Считаю, что сейчас задача учителя первого класса — влюбить детей в школу, в процесс познания, а не дать какие-то знания, умения и навыки. А у нас нацелены на то, чтобы научить. Да будет он и читать, и писать, и считать, если у него есть любознательность, если он этого хочет, если у него есть стремление, если он настроен на успех в школьной жизни! Все будет в порядке. 
Дошкольники по своей природе очень инициативны, самостоятельны. Вы видели, как они играют? А куда потом девается эта самостоятельность? Она убивается процессом обучения. Для ребенка пойти в школу в шесть лет вполне органично, но лишь в том случае, если учитель учтет и поймет, что перед ним — не школьник, а фактически дошкольник, если выстроит обучение адекватно возрастным особенностям ребенка. 

А если педагог не поймет? Одна учительница младших классов элитной харьковской школы на предложение порассуждать, чем отличаются нынешние первоклашки от прежних, элементарно шарахнулась: «Не буду. А если что-то не то скажу?» Эдакий липкий ужас учителя перед начальством и перед процессом мышления вообще. Так, может быть, в этом настоящая школьная беда — не дети, а люди, к которым они попадают в руки? 

Не рассуждать и не высовываться — такому принципу следуют, к сожалению, еще очень многие учителя, десятилетиями бубнящие что-то невнятное у доски. И самое страшное — внедряют свои взгляды и в малышей. 

В чьи руки попали 1 сентября наши дети в этом году? К мыслящему и взволнованному педагогу или к примитивной, «не смеющей» училке? А ведь от учителя зависит: влюбятся ли дети в школу и рванут ли по жизни любопытными, смелыми и инициативными — либо сразу же начнут скучать и от Марь Ванны, от учебников, от школы, причем сразу же, в первый в своей жизни День Знаний.