Как научить ребенка выходить из рискованных ситуаций? Заведующая центром практической психологии и социальной работы, психолог-консультант Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования Елена Маринушкина считает, что родители сами часто формируют у ребенка неправильное мировоззрение.

Обычная ситуация: ребенок выходит на улицу, а ему вслед несется множество предостережений. Дети от таких «напутствий» только устают, говорит Елена Маринушкина. 

Кроме того, родители постоянно готовят дитя к худшему, призывают с кем-то сражаться, конкурировать в этом мире. После таких наущений у ребенка складывается представление, что мир несет в себе только угрозу, соперничество. 

— Такие наставления делают ребенка еще более тревожным и неспособным их выполнять. Ребенок не проживает ситуацию и не развивает собственное критическое мышление. Он просто наполняется правилами, и они в нем живут голосами мамы, папы, бабушки, — уверяет Елена Маринушкина. — Потом ему это надоедает и он закрывается, становится безразличным к советам взрослых либо в нем появляется агрессия: «Почему я должен ждать, когда на меня нападут? Лучше я сам буду нападать». 

И все же как предостеречь дитя от рискованных встреч? Елена Маринушкина рассказывает: когда маленький ребенок впервые видит неадекватного человека — пьяного, наркомана или психически больного человека, которые могут быть потенциально опасны — у него возникают сначала удивление, а потом страх: «Он не такой, как мы». 

— Взрослые, вместо того чтобы обсудить это с ребенком, чаще всего одергивают: «Не смотри на него, сделай вид, что ты его не видишь», «над больными смеяться нельзя». Или «давай пойдем быстренько отсюда». На вопрос ребенка «А почему?» отвечают: «Потому что». Родители не дают ребенку самим проанализировать ситуацию, высказать свою точку зрения, — сетует психолог. 

Выход из разных ситуаций нужно искать вместе, задавая детям вопросы. Стоит предложить конкретную ситуацию: «Ты идешь вечером одна и видишь группу подростков, они громко разговаривают. Вокруг никого нет. Что нужно сделать?». 

— Очень важно давать детям разрешение на любое поведение в опасной ситуации: не быть хорошим ребенком, а использовать все что угодно, чтобы спастись, — продолжает психолог. — Меня поразил рассказ одной женщины. В детстве она пережила психологическую травму, о которой никак не могла забыть. С ней пришлось потом долго работать. Женщина вспоминала, как, когда она была ребенком, в ее квартире, где она осталась вдвоем с младшей сестренкой, начался пожар. Сначала девочка хотела разбить окно, но страх, что ее будут ругать, пересилил ужас смерти, и она, тихонько плача, легла с сестренкой на кровать и стала ждать: будь что будет. У девочки сформировалось опасное поведение: быть всегда хорошей. 

И главное, Елена Маринушкина советует родителям по возможности организовывать детский отдых. А если ребенок остается дома один — обсудить с ним, как поступить, куда обратиться и позвонить в том или ином случае.