В первые дни сентября бастовали работники ОАО «Харьковметрострой». Люди требовали погашения долгов по зарплате за летние месяцы и отмены сокращенного графика работы.

Пока они согласились немного подождать, но если зарплату в скором времени так и не получат, будут действовать более радикально.

Почти сто бастующих объ­единяло еще одно общее горячее желание: посмотреть в глаза своему руководству и лично — директору Юрию Войтенко. Да видно, не судьба… Директор «Харьковметростроя» оказался на больничном. 

Другие представители руководства метростроя выбрали путь необщения. Не удалось достучаться до них и корреспонденту «Вечернего Харькова». Главный инженер, обещая в телефонном режиме переговорить «через пять минут», через пару минут оказывался срочно вызванным на срочные совещания. 

Тогда мы решили вместе с метростроевцами начать трудовой день и спустились непосредственно на рабочие места — в котлован будущей станции на Алексеевке. Это тяжкий и очень опасный труд. Метростроевцы вспоминают, как при подработке грунта между сваями отбойным молотком на «Алексеевской» в тоннельном отряде № 15 произошла трагедия — погиб рабочий. Тогда Госпромнадзор приостановил работы на станции. Были выявлены нарушения. Позже работы на сооружении станции «Алексеевской», входящей в пусковой комплекс 3-й очереди Алексеевской линии, возобновились. И за такой труд рабочим полагается от 1300 грн. в месяц. Но еще если бы им выплачивали эти деньги. 

От многих метростроителей приходилось слышать: «Вот если бы Кушнарев был жив, то проблем не было б никаких». Они наперебой припоминали, как бывший губернатор Евгений Кушнарев инициировал разработку госпрограммы строительства метрополитена до 2010 года. 

На Алексеевке должна строиться еще одна станция — «Проспект Победы» — в центре Алексеевского жилмассива, а за окружной дорогой давно отвели землю и подготовили проект для депо. Согласно планам 2004 года, станцию Алексеевская должны были открыть в 2007 году, а проспект Победы — в 2009-м. Но сроки были сорваны из-за недостатка финансирования. Расстояние метротоннеля от станции «23 Августа» до «Алексеевской» — 2,5 км, а от «Алексеевской» до «Проспекта Победы» — 0,61 км. В числе перспективных назывались также «Державинская» и «Одесская». Длина этого тоннеля составила бы 3,6 км. Если бы было финансирование. 

В первые дни сентября бастовали работники ОАО «Харьковметрострой». Люди требовали погашения долгов по зарплате за летние месяцы и отмены сокращенного графика работы. Пока они согласились немного подождать, но если зарплату в скором времени так и не получат, будут действовать более радикально.

Кто виноват?
— Наша организация строящегося метрополитена оплачивает работы своему генподрядчику — ОАО «Харьковметрострой», — рассказывает Людмила Бугаенко, главный бухгалтер структурного подразделения «Строящийся метрополитен» — организации, которая выступает заказчиком работ. — Мы как заказчики не только проплатили все работы, но и авансировали. С нашей стороны нет ни одной копейки задолженности.

Григорий ГорбаньНачальник 7-го участка Григорий Горбань — ОАО «Харьковметрострой» — утверждает следующее: 

— Заказчик — «Строящийся метрополитен» — выплатил то, что мы заработали. Мы месяц работаем по три дня в неделю. А по такому графику сколько заработаешь? Всей «кухни» нашего треста я не знаю, но часть денег людям выдавали в два этапа по 40%. 

Действительно, «Строящийся метрополитен» проавансировал покупку рельсов. Миллион гривен потратили на их приобретение, но они пока лежат. Сейчас нам пообещали, что мощная, платежеспособная организация «Южспецстрой» возьмет нас на буксир. У нас есть приказ, по которому рабочие временно на три месяца переводятся из «Харьковметростроя» в «Южспецстрой». Люди хотят увидеть, что у них получится в день зарплаты. Организация «Тоннельстрой» уже два года относится к «Южспецстрою», и их пример вроде бы успешный. Сейчас все тоннели пройдены, и строительные работы на выходах может делать любая организация с соответствующей лицензией. Те, кто работает с «Южспецстроем», имеют занятость даже шесть дней в неделю. Те же, кто остался в «Харьковметрострое», по-прежнему работают в трехдневном режиме. 

Юрий Войтюк еще 16 июля 2008 г. сообщал журналистам, что надеется на получение в этом году хотя бы 250–300 млн грн. (всего же требуется 925 млн), которые Кабмин заложил в проект изменений в госбюджет на строительство метро в Украине. Начальник управления промышленности, транспорта и связи облгосадминистрации Владилен Вавилов пояснил, что деньги на строительство подземки не поступают из бюджета, поэтому нет зарплаты для работников. 

— Не были приняты изменения в бюджет, поэтому, соответственно, финансы мы пока не можем увеличить. В тех объемах, в которых они поступают по госпрограмме, их недостаточно для нормальных темпов строительства. 

Что будут делать? 

Сергей ШейнинМетростроитель Сергей Шейнин, возглавляющий цеховой профком 10-го участка, говорит, что метростроевцы настроены решительно: 

— Подписной лист по выдвижению требований наемных работников тоннельного отряда № 15 ОАО «Харьковметрострой» к председателю правления предполагает: выплату задолженности по зарплате за июнь, июль 2008 г. до 25 сентября, регулярные выплаты два раза в месяц, обеспечение занятости работников в течение пятидневной рабочей недели согласно колдоговору. Весь наш коллектив подпишется под этим, потом передадим требования председателю объединенного профкома «Харьковметрострой» Валентину Сысько. Эти требования адресованы директору Юрию Войтюку. Но пока он на больничном, мы намерены поставить в известность его заместителя. Профсоюз также заготовил письмо в прокуратуру, есть серьезные намерения ехать в Киев и довести эту абсурдную ситуацию до сведения премьер-министра, — говорит глава профкома. 

Рабочие не исключают, что их требования удовлетворят и в Харькове, тогда радикальные меры не потребуются.

— Если наши требования не удовлетворят до 25 сентября, — говорит Сергей Шейнин (на фото), — то 26-го мы одеваемся в рабочую одежду и идем пикетировать здание облгосадминистрации. 

Тем временем в пустых карманах метростроевцев нет даже денег на жетон, чтобы доехать до работы в метро. Метростроители права на льготный проезд не имеют. Зато льготы есть у тех, от кого зависит их судьба и судьба всего метростроя в Харькове: народных депутатов Украины. Да только на метро они не ездят…

Мнение 
Метростроевцы свидетельствуют

Яков Харьяков, председатель профсоюзного комитета: — Нас более ста человек. Все согласны с требованиями. Мы получили половину только за июнь. А тем, кто на «Южспецстрое», выплатили авансом по 800 гривен. Достать руководство не-воз-мож-но! 









У молодого метростроевца Надежды Жаворонок станция «Алексеевская» первая, но ей уже сейчас ясно, что на такие деньги не проживешь:
— Наши женские руки нужны метрострою. Приходится выполнять самые разные работы, но за июль и август мы еще не получали денег, а уже сентябрь на исходе. 








Татьяна Бурма строит метро 30 лет
:
— Эта станция очень сложная по сравнению с той же «23 Августа». Сложна она по отделке, но самое главное — нынешний психологический климат. А на дождь, снег, холода мы никогда не жаловались. Все наше. Но сейчас работать стало нестерпимо.