В Европе этот экстремальный вид спорта уже популярен, у нас он пока известен лишь избранным. Образовавшийся из гонок мотоциклов в середине 90-х, он поражает зрителей невиданными трюками: экстремальными прыжками и пируэтами в небе на грани самоубийства. Райдеры из Англии и Бельгии приехали познакомить харьковчан с новым видом спорта.

Авария полностью изменила жизнь 

Крис Берч, уроженец английского городка Кембридж (недалеко от Лондона), опытный райдер, рассказывает, что первый раз без разрешения сел за мотоцикл, когда ему было всего 12 лет. Тогда родители не позволили в полной мере насладиться Крису всеми прелестями быстрой и экстремальной езды. Сначала, рассказывает Крис, ему дали велосипед марки «BMX», с которым у него и случилась первая авария. Она-то и изменила его отношение к жизни и спорту. 

— На велосипеде «БМХ» я сломал ногу, влетев на полной скорости в машину. Родители очень переживали и грозились больше никогда не давать мне в руки велосипед. Но я, наоборот, именно после той аварии по-другому взглянул на экстремальные виды спорта и твердо решил: буду ездить на мотоциклах. 

Позже Крис начал участвовать в соревнованиях по мотокроссу. На скоростной трассе он получил вторую свою серьезную травму — сломал ключицу. И это его не остановило — Крис присоединился к команде каскадеров. Это был первый шаг на пути к фристайл-мотокроссу. 

Фристайл-мотокросс — больше, чем жизнь 
— Я и вообразить не мог, что смогу прыгать с каскадерами через огонь на высоте 20 метров. Но позже, именно без таких сумасшедших трюков, я уже не представлял дальнейшей жизни. С 2002 года я перешел во фристайл-мотокросс. И вот уже пять лет выполняю трюки. Пока в этом виде спорта я лишь потерял часть пальца, но это не проблема. Шрамы и порезы только украшают мужчину. Мы, конечно, тщательно готовимся к выступлениям, хотя риск незапланированной ситуации остается. Но мы знаем, на что идем. 

Именно риск и ценит в этом виде спорта Крис. 

— Это весело. Каждый раз, когда выполняешь трюки, ощущаешь невероятный прилив адреналина. К тому же я постоянно езжу на соревнования в разные страны. Для меня
это еще и возможность посмотреть мир, познакомиться с людьми. 

Этот спорт не для славы, а для себя 

Новичкам Крис Берч советует тщательно взвесить все за и против: ведь то, что красиво выглядит, имеет и обратную сторону. 

— Чтобы быть райдером, нужно прежде всего быть уверенным в себе и не бояться. Но если человек хочет этим заниматься ради славы или денег, здесь он их не получит. Кроме того, это спорт для самого себя, а не для друзей или подружки. Если ты это понимаешь, то сможешь заниматься FMX, — считает Крис. 

Бьорн Ван Ден Брок — уроженец Бельгии — в отличие от Криса за свою 15-летнюю карьеру райдера успел поломать все, что только можно. 

— Трижды ломал обе ноги. Трижды запястья на руках, несколько раз ключицу, выбивал плечо, у меня даже был коллапс легких (давление на легочную ткань извне). Но я не жалею. 

Бельгиец считает, что именно этот вид спорта помог ему развить характер и быть готовым к реальной жизни. Хотя признается — своему сыну он бы ни за что не разрешил заниматься этим. 

— На шоу хорошо смотреть, но переживать из-за возможной травмы так, как переживают мои родители, не хочу.
Игорь Марчак

Самые опасные трюки

«Мертвец» — райдер снимает ноги с рычагов и перемещает их через руки над рулем. При этом тело райдера выравнивается параллельно мотоциклу. 

«Цунами» — один из самых зрелищных трюков. Держась за руль, райдер переносит тело вверх, а затем, прогибаясь, забрасывает ноги за спину в направлении переднего колеса. 

«Сальто назад» — райдер, выпрыгивая с трамплина, переворачивает мотоцикл на 360 градусов по вертикали и приземляется.

Сколько это стоит

Фристайл-мотокросс — дорогое удовольствие. Цена только мотоцикла — от 5 до 10 тыс. долларов.