Украинские машиностроители 28 сентября отметили свой профессиональный праздник. С какими показателями подошел к нему 5-тысячный коллектив «Турбоатома», выяснял корреспондент «Вечернего Харькова».
На подъеме — энергомашиностроение
После развала Советского Союза для многих украинских предприятий машиностроения настали трудные времена. Значительная часть заводов так и не поднялась с колен: одни уже ликвидированы, другие — в стадии банкротства.
В июне Минпромполитики опубликовало прогноз развития украинского машиностроения на ближайшие годы, согласно которому в предстоящие десять лет производство энергетического, металлургического и химического оборудования будет расти на 30-50% в год. В то же время ряд отраслей, в частности сельхозмашиностроение и кабельное производство, ожидает стагнация и даже полная ликвидация.
Харьковскому «Турбоатому» подобной участи, похоже, пока удается миновать. Это, кстати, подтверждают и последние показатели развития предприятия.
— В текущем году мы показали значительные темпы роста производства, — говорит генеральный директор ОАО «Турбоатом» Виктор Субботин. — За 8 месяцев текущего года «Турбоатом» произвел и отгрузил продукции на 311,5 миллиона гривен. В то время как за весь 2007 год было выпущено турбин на 320 млн грн.
До конца года заводчане поставили перед собой цель — перешагнуть рубеж по реализации продукции в 500 млн грн. Если это удастся, то темпы роста по отношению к прошлому году составят 150–160%.
При этом «Турбоатом» уже заплатил более 70 млн грн. налогов, и эту цифру руководство завода рассчитывает к концу года увеличить до 100 млн грн.
По словам Виктора Субботина, «Турбоатом» обеспечен заказами сегодня более чем на полтора миллиарда гривен. Еще миллиард должны принести договора, которые находятся в процессе подписания.
Продукция наших энергостроителей пользуется спросом во всем мире. От Китая и Индии на востоке до Мексики на западе. Хотя основным потребителем по-прежнему остается наш ближайший восточный сосед.
— Сотрудничество с Российской Федерацией для нас — основной приоритет, — говорит гендиректор. — У нас прекрасные деловые отношения и постоянно растет количество подписанных контрактов. Буквально на прошлой неделе мы подписали контракт с российским концерном «Росэнергоатом» на поставку трех турбин для Нововоронежской АЭС и изготовления ротора высокого давления для Кольской АЭС. Сейчас в производстве находится оборудование для Новочеркасской ГРЭС.
Но главная новость: продукцию «Турбоатома» стали покупать и на внутреннем рынке.
— Украинская компания «Востокэнерго», — уточняет Виктор Субботин, — заказала ротор, которой мы в сжатые сроки (всего за 12 месяцев) сделали. Подписаны еще два заказа на поставку турбин Луганской и Кураховской тепловым станциям.
С новыми станками и в теплых помещениях
Раз есть заказы — значит можно развиваться. Одна из серьезнейших задач для
руководства «Турбоатоме» — модернизация производства. Понятно, что одномоментно весь парк станков обновить невозможно. Но кое-что в этом направлении все же делается.
Например, в этом году закупили новое высокотехнологичное оборудование у зарубежных поставщиков. Это измерительная рука фирмы «Cim Core» (США), французские автоматы для орбитальной сварки. Подписали контракт на покупку станков по профилю лопаток швейцарской фирмы «Лихти». Кроме того, на предприятии принята программа технического перевооружения производства до 2015 г.
— Эффективный труд возможен только в нормальных, человеческих условиях, поэтому на предприятии значительные средства вкладываются в улучшение быта работников, — утверждает Виктор Субботин. — Недавно на заводе отремонтировали и полностью оборудовали комнаты обогрева на всех производственных площадках завода (это более 70-ти помещений). Кроме того, отремонтировали практически все бытовые комплексы, душевые кабины, полностью обновили шкафы для переодевания. Построили и отремонтировали шесть буфетов непосредственно в подразделениях, в корпусах, обеспечив качественный уровень питания.
Довольны условиями работы и заводчане, ведь на «Турбоатоме» самая большая зарплата в машиностроении. Если средняя зарплата в машиностроении по Украине составляет 1960 грн., то здесь — 2250 грн. При этом рабочие основных профессий получают на уровне 3300 грн.
Вот и немудрено, что свой профессиональный праздник харьковские турбостроители встречали на подъеме. А к 75-летию предприятия, которое будет отмечаться в январе 2009 года, хотят подойти с еще более высокими показателями.