Хорошая публика — это та, которую я завоевываю, — заявил один из лучших пианистов Европы Даниил Крамер во время выступления в Харькове. В зале областной филармонии был аншлаг. В родном городе музыканта всегда встречают как европейскую знаменитость.

 «Зажигал» не только Даниил Крамер, но и его «вопиюще молодые» коллеги. Именно так представил именитый пианист барабанщика Алексея Иванова и контрабасиста Сергея Васильева. Происходящее на сцене больше напоминало беседу-импровизацию, во время которой Даниил Борисович напевал, прихлопывал, притопывал, обращался к публике, замирал, прислушивался к роялю... 

Нынешний визит музыканта необычен вдвойне: он не только презентовал харьковчанам «Трио Даниила Крамера», но и опробовал новенький рояль австрийской фирмы «Бюзендорфер». «Империал» для пианиста не диковинка, но он очень обрадовался, что на сцене родного города начали появляться высококлассные инструменты, как в лучших концертных залах мира. 

— Искусство, если это не попса, само себя не кормит, — подчеркнул Даниил Борисович. — Появление таких роялей означает для меня культурное возрождение той страны, в которой я родился и вырос и, несмотря ни на что, никогда не расставался. 

Известный пианист уверен, что в Украине начинается культурный ренессанс. 

— Что я вижу сейчас? Куплен рояль, отстраивается концертный зал. Для меня огромный показатель, что люди думают не только о хлебе насущном, но и приходят на концерт. 
Только публика, воспитанная в СССР, может на последние деньги купить билет в филармонию и выстоять в проходе два часа без антракта. Ни один француз или итальянец так не сделает. 

Даниил Крамер вынужден был уехать в Москву после окончания Харьковской музыкальной десятилетки. Здесь у него в 1978 году перспектив не было. Пророчили карьеру выдающегося пианиста и друзья, и знакомые. В общем, юный Даня рискнул — поехал в столицу, где музыкальная и культурная жизнь била ключом. 

— Я кинулся в этот омут и приехал в Москву, не имея там ни знакомых, ни связей, ничего, и выиграл…, — вспоминает музыкант. 

Сейчас практически месяцев восемь из двенадцати джазмен проводит на гастролях, при этом он заведует кафедрой в Институте современного искусства, пишет методические работы, издается, дает мастер-классы во многих странах мира, продюсирует в России джазовые и блюзовые фестивали и даже любит посидеть за компьютером, поблуждать в сетях Интернета… 

— Секрет в том, что я все вещи умею делать очень быстро, — делится Даниил Крамер. — Сейчас работаю над новым проектом «Опера и джаз» со знаменитой оперной певицей Хиблой Герзмавой. Я бы хотел, чтобы оперный голос остался оперным, а музыка джазовой. Причем оперный голос, не меняя своей сущности, постиг, что такое классический свинг, который присутствует у Баха, Моцарта. Мы уже сделали первую часть проекта и обкатали за три дня до начала войны на Кавказе — на фестивале в Абхазии. 

Несмотря на то, что Даниил Крамер музыкант с мировым именем, райдер его достаточно скромен. 

— Я не отменяю концерты из-за того, что вместо вишневого сока стоит апельсиновый, — улыбается пианист. — Как и любой гастрольный человек, который большую часть своей жизни проводит в поездах, самолетах, гостиницах, для меня гостиница и поезд — мой дом. Я кое-что могу уже себе позволить и при своих приездах прошу обеспечить мне комфорт проезда и проживания. 

Впрочем, комфортно Даниил Крамер чувствует себя практически везде. 

— Я космополит и ненавистник границ. Я играю по всему миру и мне чихать на то, какая это граница, какая нация. Я смотрю на все отношения между странами с хохотом. Мне комфортно прежде всего там, где я вижу любовь, и там, где находятся мои родные люди, остальное меня волнует меньше, — признался джазмен харьковчанам.