Проезд в горэлектротранспорте подорожал еще летом. Городские власти рассчитывали, что теперь-то они смогут увеличить кондукторам зарплату и закрыть острый дефицит в них. Но в большинстве трамваев и троллейбусов их работу по-прежнему выполняют водители.

31-й троллейбус… Час пик… Пассажиров — как селедки в бочке. Душно, жарко, в воздухе витает раздражение и усталость после трудового дня. И вдруг звонкий, прямо девичий голосок: «Зайчики мои, оплачиваем проезд… Сдачу берем сами… Котик, чуть-чуть в стороночку… Спасибо большое…» На лицах невольно появляются улыбки. «Это наша «зайка», — слышатся возгласы, — ей надо заплатить…» 

Валентина Онисимова вышла на маршрут после работы в книжном магазине Одиннадцать лет Валентина Онисимова работает кондуктором. И каждый день из года в год выполняет план на 150%. 

— Просто моя работа всегда была связана с общением — до того как стать кондуктором, я 20 лет проработала в книжном магазине. Люди, конечно, попадаются разные. Но еще моя покойная бабушка говорила: «Как аукнется, так и откликнется». Я очень редко скандалю. Ну нет у человека денег — ничего, завтра заплатит вдвойне. А на следующий день, садясь в троллейбус, он действительно берет два билета… Так что мои пассажиры — лучше всех!
А между тем хоть проезд в городском транспорте подорожал, кондукторы здесь по-прежнему большая редкость. Люди уже привыкли, что деньги приходится передавать водителю, не всегда получая назад не только билет, но и сдачу. 

— Все хотят интересную, культурную, красивую и хорошо оплачиваемую работу. А тут — и негатив (пассажиры ведь разные бывают), и пыль, и грязь, вставать надо рано, ложиться поздно, — говорит начальник отдела кадров КП «Горэлектротранс» Наталья Шаталова. — Не проходит и недели, как кто-то увольняется. Наверное, уже весь Харьков у нас в качестве кондукторов себя испробовал… 

В «ГЭТ» сетуют: нередко пассажиры оказывают «медвежью услугу»: суют кондуктору 50 копеек и не требуют билета. А бывает, что те, кто проезжает одну-две остановки, отказываются от проездного документа. 

— И как пассажиры не понимают: сегодня он положил деньги кондуктору «в карман», а завтра — ему не на чем будет ездить. Ведь план не выполняется! — говорит Наталья Шаталова. 

Замначальника экономической службы по труду КП «Горэлектротранс» Татьяна Гапон говорит, что кондукторы получают ставку в зависимости от количества отработанных часов. При выполнении плана (на разных маршрутах — он разный) — плюс 40% премии и 8% от сданной выручки. 

— Например, на троллейбусе № 24 наполняемость хорошая — выручки много и зарабатывают люди, соответственно, больше. Есть еще такое понятие, как «короткий пассажир» — когда люди в вагоне меняются быстро (38-й) и «длинный» — когда человек, заплатив один раз, едет до самого конца (троллейбусы №№ 40 и 3). Поэтому зарплата может быть и 800, и 1700 грн. В среднем же кондуктор у нас получает 900 гривен в месяц.
А поскольку кондукторов не хватает, их стараются ставить на маршруты, приносящие хорошую выручку — 24-й, 38-й троллейбусы, 3-й трамвай… 

Водители тоже в дефиците

Сейчас в городском электротранспорте работают 434 кондуктора, не хватает — 782. В дефиците и водители. Наталья Шаталова говорит, что за год не смогла собрать группу из 15 учеников.