Уже пятый месяц, как при горисполкоме действует Комитет доступности, который должен помогать людям с особыми потребностями чувствовать себя в Харькове комфортно. Что сделано за это время?

— Пандусы на станциях часто не соответствуют ширине коляски, к тому же уклон у них настолько крутой, что коляска просто переворачивается, а до поручней невозможно дотянуться — они расположены на расстоянии полуметра от нижней ступеньки, — делится проблемами инвалид-колясочник Андрей Дрозденко. 

Существуют «мелочи», на которые здоровый человек и внимания не обратит. А для колясочника они становятся настоящим препятствием. К примеру, пол вагона, как правило, находится выше уровня платформы. Поэтому самостоятельно инвалиду трудно заехать в вагон на коляске. А на переходах и вовсе не предусмотрена возможность проезда колясочника. Кстати, Андрей отмечает, что в Харькове самые отзывчивые пассажиры — в помощи ему не отказали ни разу. Чего не скажешь о сотрудниках подземки. 

— На станции метро «Холодная гора» довольно часто после 21.00 эскалатор отключают — для экономии электроэнергии, — говорит Андрей. — Я обращался к дежурному по станции с просьбой включить «чудо-лестницу», но мне сказали: не положено… 

Препятствия поджидают колясочника и в общественном транспорте. Преодолеть ступеньки, чтобы попасть в трамвай или троллейбус, инвалид без посторонней помощи не в состоянии. 

— Например, во Львове есть низкопольный транспорт — в нем нет ступенек, так как пол автобуса, трамвая или троллейбуса расположен на одном уровне с бордюром, — вспоминает Андрей Дрозденко. 

— Все упирается в финансы: один автобус стоит минимум 600 тыс. грн., трамвай — 3 млн, — комментирует ситуацию начальник департамента транспорта и связи Харьковского горсовета Евгений Водовозов. — Но в Харькове недавно фирма «Фрегат» закупила пять низкопольных маршрутных автобусов, часть из которых уже курсирует по 147-му маршруту (ул. Университетская — Рогань). 

— Ежегодно в среднем 32 млн грн. нам остаются должны бюджеты всех уровней за перевозку льготного контингента. Если бы мы получили эти средства, то смогли бы вложить их в техническое оснащение для людей с ограниченными возможностями, — в свою очередь говорит руководитель пресс-службы Харьковского метрополитена Олег Перегон. 

По его словам, сейчас метрополитен совместно с Обществом слепых разрабатывает проект, который поможет незрячим людям лучше ориентироваться в «подземке». 

— Мы планируем оборудовать ряд центральных станций звуковыми маячками, чтобы незрячие могли ориентироваться по звуку. Но эксперимент не закончен, — поясняет представитель метрополитена. 

Настоящей палочкой-выручалочкой для колясочников сегодня стало инватакси. Но машин всего две, так что в день они могут обслужить не больше четырех человек и заказывать их приходится дня за два-три. А если что-то приключилось неожиданно? Большие неудобства доставляет и то, что услугами инватакси можно воспользоваться только до пяти часов вечера... 

Как заказать инватакси
По информации управления труда и соцзащиты населения, инватакси предназначено для инвалидов первой и второй групп с проблемами опорно-двигательного аппарата и других маломобильных групп населения. Правда, прежде чем воспользоваться этой услугой, нужно привезти в эту службу (ул. 23 Августа, 26, подъезд 2-й) заявление с копией паспорта, идентификационный код и справки медико-социальной экспертной комиссии. Вас зарегистрируют, после чего можно будет уже делать заявки (т. 340-00-51, 751-78-44).
— Диспетчер принимает заявки не меньше чем за двое суток до нужной даты.
— До трех перевозок в месяц в обе стороны — бесплатно.
— Неиспользованные в течение месяца поездки не накапливаются и не передаются другим клиентам.
— Сопровождение оговаривается предварительно и обеспечивается отдельно.
— Инватакси работает с 9.00 до 17.00