Отправляясь в полет, многие из нас не знают самых элементарных правил. А ведь от непредвиденных ситуаций никто не застрахован, поэтому «воздушный путешественник» должен быть подкован как грамотный потребитель еще до покупки билета на самолет.

Электронный билет — документ или нет?


Сейчас у пассажиров большой популярностью пользуется услуга приобретения билетов на самолет через Интернет. В чем же разница между электронным и бумажным билетом?
Бумажный билет — это документ строгой отчетности, пригодный для предъявления в бухгалтерию для возмещения расходов, например, по командировке. Электронный билет (иногда называемый также ваучером или маршрут-квитанцией) документом строгой отчетности не является. Гарантией попадания на борт для пассажира является не электронный билет, а наличие соответствующей брони в единой информационной сети. При регистрации пассажира на рейс по электронному билету от него обычно требуется только паспорт, а бумажную копию электронного билета пассажир распечатывает в качестве памятки для себя или для предъявления паспортному контролю в стране прилета, например.

Поэтому имейте в виду: копия электронного билета не поможет в случае возникновения накладок или вопросов. До тех пор, пока на ней не присутствует печати авиакомпании, — документом она не является.

Если лететь передумал


Возвратить полную стоимость авиабилета, если вы передумали лететь, можно, но только в некоторых случаях.

Возврат существует двух видов: вынужденный и добровольный. При вынужденном (отмена, перенос или задержка рейса, замена класса обслуживания или типа воздушного судна, смерть пассажира или членов семьи и т.  п.) вы получаете обратно полную стоимость. Возврат вследствие других причин считается добровольным и осуществляется по правилам тарифа, по которому данный билет выписан. В этом случае на полный возврат вы вправе рассчитывать только по тарифам первого и бизнес-классов.

Имейте в виду, по большинству льготных тарифов добровольный возврат не производится вообще. Поэтому о его правилах стоит поинтересоваться еще до покупки билета.

Потеря билета: неприятность или трагедия?


На внутренних рейсах потерянные авиабилеты не восстанавливаются, дубликаты не выдаются и деньги не возвращаются. На международных рейсах потеря авиабилета — неприятность, но не трагедия.

Если вы потеряли билет еще до отлета за рубеж — обратитесь в агентство, где был куплен билет. Если неприятность случилась уже за границей — в представительство авиакомпании, билет которой вы потеряли. После проверки наличия вас в списках пассажиров вам выпишут дубликат.

Проще всего восстановить билет, если вы знаете его номер. Поэтому, чтобы обезопасить себя от лишних проблем, запишите его где-нибудь в блокноте. Если оператор знает номер, то подтверждение — дело нескольких минут. Очень хорошо, если вы вспомните, где именно (в каком агентстве) покупали билет. Если же вы не помните даже этого, то минимальной необходимой информацией является дата вылета и номер рейса.

Если вы летели, к примеру, по путевке туристической фирмы чартерным рейсом и толком не знаете даже, кто был перевозчиком или постоянного представительства перевозчика в этой стране нет, тогда как можно быстрее свяжитесь с представителем этой турфирмы или хотя бы ее зарубежным партнером.