15 апреля Министерство топлива и энергетики пообещало снизить цены на горючее на государственных АЗС. А эксперты, в свою очередь, прогнозируют к концу месяца подорожание топлива еще на 10-15%. Затянув потуже поясок, перевозчики города верят в светлое будущее и в правительство и убеждают, что тарифы на проезд будут удерживать на прежнем уровне до последнего...

Для заправок компании «Укрнафта» Министерство топлива и энергетики до 1 мая установило жесткие правила. Литр дизтоплива не может быть дороже 2 гривен 75 копеек, а 95-й бензин — 2 гривен 99 копеек. Чтобы обеспечить это, все украинское «черное золото» пойдет на нефтеперерабатывающие заводы с сильным государственным влиянием — Кременчугский, «Галичину» и «Нефтехимик Прикарпатья». Но по оценке экспертов, отечественные предприятия смогут обеспечить потребности собственных АЗС лишь в дешевом низкооктановом горючем. Более качественные бензины придется покупать у других торговцев и, конечно же, по рыночным ценам.
На заправку одного автобуса, способного вместить около ста пассажиров, в день идет 350-370 гривен. По словам харьковских перевозчиков, сегодня 80% средств тратится на закупку топлива, а львиная доля того, что остается, идет на уплату налогов и отчислений. Как отметила директор АТП ООО «Спика» Алина Романенко, экономить чаще всего приходится на сотрудниках — задолженность по зарплате растет пропорционально ценам на горючее. Более того, с каждым днем все труднее обеспечивать безопасность пассажиров и движения на дорогах, так как ремонт автобусов проводится частями. Надо, к примеру, заменить колеса: покупается одно-два вместо шести, потому что минимальная стоимость — 500 гривен. И так за что ни возьмись. Алина Романенко уверена, что очень долго такая безвыходная ситуация продержаться не сможет. Правда, в спокойное от революций время заведующий кафедрой транспортных технологий ХНАДУ Евгений Нагорный, комментируя ситуацию с перевозками, говорил о том, что автобусы большой вместимости позволили бы в Харькове уменьшить тариф на проезд почти вдвое. Значит, был «порох в пороховницах» и немалая прибыль?
По подсчетам президента Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Виталия Ревы, из-за подорожания топлива, запчастей и повышения отчислений с предпринимателей в Пенсионный фонд стоимость проезда должна составлять от одной до двух с половиной гривен — в зависимости от протяженности маршрута. Сегодня же большинство работает себе в убыток, и многие (правда, в основном, не харьковчане) готовы остановить транспорт, если в ближайшем будущем правительство не примет решения о повышении тарифов и возмещении затрат на проезд льготников.
Перевозчики замерли в ожидании. Как ни старается правительство укротить взбунтовавшиеся цены, это пока получается плохо — они растут исподтишка, «по копеечке».

Справка
Сегодня стоимость проезда в маршрутных такси в разных городах Украины следующая: Харьков — 40 коп.-1,5 грн., Житомир — 60 коп., Ивано-Франковск — 70-80 коп., Николаев — 60 коп.-1 грн., Полтава — 50 коп., Ровно — 60, Херсон — 75 коп.-1 грн., Чернигов и Хмельницкий — 70 коп., твердый тариф в 1 грн. выставили Винница, Сумы, Черновцы, Луцк и Львов. В лидерах — Одесса (1,25 грн.) и Днепропетровск (1,5 грн.).