Любовь к зеленому змию или наркотикам — явления, ставшие почти привычными. Но в последние годы в Украине появился новый вид зависимости: страсть к собственной работе. А это, как утверждают специалисты, тоже небезопасно.

Два полюса: «деньги не пахнут» или «пофигизм» 
— При советской системе государство было «большим отцом» — обо всех заботилось и всем сестрам давало по серьгам. Ни о чем не надо было думать, путь был заранее обозначен: школа, комсомол, институт, 100 рублей, счастливое ничегонеделанье, квартира в панельном доме. А сейчас на всех резко обрушилась колоссальная степень самоответственности, — считает главный психотерапевт Минздрава Украины, доктор медицинских наук, профессор Борис Михайлов. 

Теперь мы переживаем то же, что происходило в послевоенные годы в Европе и Америке. Часть украинцев стала демонстрировать принцип «деньги не пахнут»: для них совершенно не важно, чем заниматься, их самоцель — только Золотой Телец. Другая часть украинцев предпочла иной полюс: уход от обострившихся общественных реалий, «бомжизм». Но, кроме этих прослоек, в новых условиях родился менеджерский класс. И армия управленцев в разных структурах становится все многочисленнее. 

В забеге без финиша — неврозы и депрессии 

— Менеджеры — самый динамичный, подвижный класс. В отличие от тупых зарабатывателей денег, для этой прослойки очень важен сам процесс. Деятельность является мощным мотивационным стимулом и доставляет им глубокое удовлетворение, причем калибр и предмет этой деятельности может быть незначим. Сетевой маркетинг и спасение Криворожского металлургического комбината стоят для них на одной ступеньке, — уверяет Борис Михайлов. — Но трудоголизм — тоже вид зависимости, и чем больше человек «пашет» — тем больше он вырастает в собственных глазах. 

Несмотря на то, что работу таких людей часто оценивают по достоинству — у них формируется искусственное снижение собственной самооценки и они стремятся к непрерывному совершенствованию. Но постоянная гонка за лучшим результатом — это бег белки в колесе, погоня собаки за своим хвостом, изнурительное занятие, которое часто приводит их к достаточно плачевным результатам: психологическому и психическому истощению. 

— Это безумный нескончаемый бег без финиша, потому что нет предела совершенству, — предупреждает Борис Михайлов. — Взваливая на плечи массу информации и огромную ответственность за принятие решений, менеджеры нещадно изматывают собственные внутренние ресурсы. Силенки истощаются, а напряжение растет: «не успею», «не получится». 

Типичные болезни менеджера — нервные срывы, депрессии, неврозы, синдром хронической усталости. 

— Дай Бог, чтобы все были так зависимы: находили кайф в деятельности, а не дергали одноруких бандитов. Хотя и эта психологическая зависимость имеет обратную сторону — расплата физическим и психологическим состоянием. Но, с другой стороны, такие люди — вечный двигатель социального развития, — уверен психотерапевт.