Политологи и аналитики еще долго будут анализировать причины победы Барака Обамы на президентских выборах в США.

Среди факторов, повлиявших на успех этого политика, называют и его личное обаяние, и обещание перемен, которых так жаждет нация, и правильную организацию избирательной компании. Кроме этих моментов, повлиявших на выбор американцев, специалисты часто особенное внимание обращают на Интернет. В этой избирательной компании впервые Глобальная Сеть была задействована в таком объеме, и Обама смог победить в том числе и по причине грамотного использования всех возможностей онлайна.

Разработчиком персонального сайта Барака Обамы стал Крис Хьюз (Chris Hughes), один из создателей социальной сети Facebook. Соответственно, и в персональном сайте политика активно использовались все современные возможности Веб 2.0 и социальных сервисов. На сайте были размещены ссылки на 16 наиболее известных в США социальных сетей (MySpace , Flickr, LinkedIn, YouTube). Также тут работает чат и интернет-магазин, в котором можно купить вещи с символикой Обамы. Еще одним новшеством стала система онлайновых пожертвований. Однако и это еще не все - главной фишкой сайта стала собственная социальная сеть My.BarackObama.com, в которой зарегистрировалось более 70 тысяч участников. А количество пользователей, которые пожертвовали деньги на компанию Обамы через Интернет, достигло уровня 3,1 млн человек.

Кроме того, возможности сайта Обамы содержали целый ряд дополнительных функций, позволяющих его сторонникам общаться между собой и вести совместную агитационную деятельность. Пользователям сайта доступна огромная база данных зарегистрированных избирателей, в которой представлена полная информация о его агитации: когда и как с ним общались, какие материалы были высланы. Соответственно, каждый доброволец мог таким образом найти избирателей, проживающих недалеко и заняться целенаправленной работой с ними.

В то же время, официальный сайт Джона Маккейна был гораздо более традиционным и консервативным, представляя собой обычный сайт-визитку с новостным контентом. Такие действия привели к соответственной посещаемости ресурсов: в среднем ежемесячная аудитория проекта BarackObama.com составила 2,2 млн посетителей, а JohnMcCain.com –583 тысячи.

Кроме того, Барак Обама и его сторонники активно использовали онлайновую рекламу. Согласно отчету компании comScore, в первой половине 2008 года ежемесячное количество баннеропоказов с рекламной агитацией за Обаму достигло уровня в 92 миллиона. А баннеров за Маккейна было показано всего чуть более 7 миллионов. Во второй половине года Обама еще больше активизировал свою онлайновую рекламу, и в месяц количество баннеропоказов достигло 244 миллионов.

При этом кандидаты ни не ограничились традиционными баннерами - Обама купил рекламу в компьютерных играх и разместил специальную агитационную программу на страницах сервиса AppStore.

По количеству запросов в поисковых системах Обама также выиграл у Маккейна: пользователи задавали запрос с фамилией этого кандидата в среднем 5,4 млн раз в месяц, а про Маккейна интернет-пользователи спрашивали в среднем 1,3 млн. раз.

Обама использовал Интернет как уникальное средство информирования избирателей даже для того, чтобы защититься от клеветы. Штаб Барака Обамы создал специальный сайт FightTheSmears.com  ("Борись с клеветой!") для борьбы с распространением ложных кандидата слухов в Интернете. На сайте опровергаются все негативные слухи о Бараке Обаме, а пользователям предлагается сообщать о новых примерах лживой информации. Правда, сейчас при попытке просмотреть этот сайт осуществляется редирект на официальный сайт Обамы.

Не менее активно использовал Обама и видеоконтент - на сайте YouTube был размещен целый ряд предвыборных роликов, наиболее знаменитым стал клип солиста группы Black Eyed Pees музыканта Will.i.am. А ролик Obama Girl и используемые для его распространения вирусные рекламные технологии вовсе превратил это словосочетание в известный интернет-мэм.

Такие действия Обамы оказали свой эффект еще и потому, что современные американские избиратели все чаще обращаются к Интернету для получения информации о политических событиях в целом и избирательной гонке в частности. Компания Pew Research в своем отчете продемонстрировала, что около трети взрослых американцев используют Интернет для поиска информации о политических дебатах, предвыборных программах, текстах произнесенных кандидатами речей. А еще современные американцы проявляют политическую активность в сетях MySpace или Facebook, при этом часто не только обсуждают перипетии гонки, но и становятся добровольными агитаторами.

Однако не только непосредственно задействованный потенциал Интернета стал важным фактором в выборе американцев. Оба кандидата вели речь об использовании Интернета и онлайновых технологий в жизни американцев. Возможно, и эта предвыборная риторика сыграла свою роль. Буквально накануне выборов Барак Обама разместил в Интернете видеоролик своего выступления, в котором говорил о своих планах в отношении IT-индустрии. В этом выступлении, в частности, было сказано, что Обама обеспечит широкополосным доступом в Интернет каждого американца, а еще он собирается активно поддерживать IT-стартапы в США. Еще одно важное заявление - Барак Обама планирует активизировать внедрение технологий e-government и реализует возможность задавать вопросы чиновникам в режиме онлайн.

В то же время, Джон Маккейн не особенно активно обещал какие-то интернет-новшества. Однако два года назад, в 2006 году он представил законопроект, предусматривающий наложение штрафов до 300 тыс. долларов на коммерческие сайты и блоги, владельцы которых не сообщили властям о нелегальных картинках или видео, размещенных на них.

Кроме того, кардинальным образом у кандидатов отличается и их личное знакомство с Интернетом. Маккейн неоднократно заявлял, что только учится читать электронную почту. А случай с взломом электронной почты его соратницы Сары Пэлин принес ему много проблем.

В то же время, Обаму поддержал Винт Серф, один из основателей Интернета, подчеркивая, что молодой кандидат выступает за нейтралитет Сети. А некоторые интернет-деятели назвали Обаму первым технологическим президентом.

Между тем, сразу после выборов в социальной сети Facebook появилось несколько групп, участники которых требуют импичмента Барака Обамы. Девизом самой популярной из них является "множество американцев не до конца понимают концепции социализма и коммунизма, и именно поэтому они избрали Барака Обаму президентом".

Обама получает в руки нелегкое наследство, в том числе и в сфере высоких технологий. Эта отрасль также будет реагировать на кризис. Продолжится ли триумфальное шествие Обамы по Интернету и после его вступления в должность, будет ли так же активно использовать силу онлайна новый президент США – сейчас ответить сложно. Однако уже сейчас очевидно, что эти выборы стали самыми интернетизированными и технологическими в истории Америки.