Учебный год только начался, но уже ознаменовался чередой смертей на уроках физкультуры. Умерли дети, всего лишь прилежно выполнившие школьные требования. Пока трагедия не коснулась харьковских школ, но застрахованы ли наши дети от подобных происшествий?

Напомним, что с начала года на уроках физвоспитания в Украине погибло четверо детей. 1 октября в Черновицкой области, сдавая нормативы по бегу на сто метров, умерла 12-летняя школьница. 3 октября, тоже на физкультуре, умер 15-летний запорожский школьник. 13 октября в техническом колледже Луцка во время разминки в спортзале умер 15-летний подросток. 4 ноября, пробежав круг на физкультуре, умер пятиклассник из Львовской области. 

Как сообщает сайт Минздрава, были проведены служебные расследования случаев смерти детей. «По предварительным результатам, во всех четырех фактах медицинская помощь детям оказывалась в соответствии с нормативными документами МОЗ. К сожалению, в случае смерти подростка в Луцком техническом колледже не были выполнены рекомендации медиков относительно определенной группы для занятий физкультурой», — говорится в официальном сообщении Минздрава. Когда и какая именно медицинская помощь предоставлялась погибшим детям, кто не выполнил рекомендации медиков — умерший ребенок, физрук или кто-то еще, непонятно. Ясно одно: медики, по мнению Минздрава, ни при чем, а трагические случаи в школах, как заверяют чиновники, связаны с другими причинами. 

Одна из них — рост детских хворей, особенно у школьников 7–14 лет. По данным Минздрава, именно у детей этого возраста за последние пять лет заболеваемость выросла на 8,5%. Неуклонно растет и количество тяжелых заболеваний, которые не только переходят в хроническую форму, но и приводят к инвалидности и смерти. 

Распространенность новообразований у детей выросла на 20%, на 8% увеличилась заболеваемость органов пищеварения, костно-мышечной и мочеполовой систем, на 4,5% стало больше болезней нервной системы. Еще больше настораживает здоровье подростков старше 14 лет: за те же пять лет их заболеваемость выросла на 15%. Количество выявленных у них опухолей увеличилось на 26%, заболеваний крови и кроветворных органов — на 25%, системы кровообращения — на 18%. 

При этом Минздрав признает, что одним из факторов, обусловивших трагическую гибель детей на уроках физкультуры, является отсутствие у школьных медиков и учителей информации о реальном состоянии здоровья детей. 

Физкультуру обещают сделать безопаснее 
— За последние шесть лет в Украине на уроках физкультуры произошло 13 смертельных случаев, — заявил министр образования и науки Украины Иван Вакарчук. — И только один из них связан с травмой, а остальные — результат сердечно-сосудистых заболеваний детей. 

Как сообщает сайт Минздрава, научные исследования, проведенные Институтом педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины и Сумским педуниверситетом, показали, что только 30% детей могут выполнять нормативы без риска для здоровья. Только у 18-24% детей процессы восстановления функционального состояния организма после выполнения нормативов происходят благоприятно. Причем эти данные касаются только здоровых детей, не имеющих никаких диагнозов. Ученые пришли к выводу, что у нынешних школьников неудовлетворительная функциональная приспособленность к физическим нагрузкам при недостаточной тренированности и низком уровне резерва сердца. 

Такую ситуацию Минздрав признал крайне опасной и требующей неотложного пересмотра нормативов на уроках физкультуры и системы распределения детей на группы для занятий физкультурой с учетом возможностей каждого ребенка. На совместном заседании коллегий Минобразования, Минздрава и Министерства по делам семьи, молодежи и спорта решили разработать концепцию реорганизации программ по физкультуре. Чиновники и ученые обещают приблизить физкультурные нормативы к детским потребностям, разработать новые правила безопасности во время уроков физвоспитания в школах, а при строительстве новых школ проектировать бассейн и не меньше двух спортзалов. 

Харьковских школьников просканируют 

В МОЗ Украины создана рабочая группа, которая разрабатывает новый порядок проведения обязательных медосмотров детей. Директор Департамента охраны здоровья и социальных вопросов Харьковского горисполкома Игорь Шурма считает, что причиной трагической гибели школьников стало то, что сегодня к занятиям физкультурой допускаются все дети без ограничений. 

— Комплексный профилактический осмотр в школах сегодня существует, но детей обследуют только в 5-х, 9-х и 11-х классах, — говорит Игорь Шурма. — Такая система организации осмотра, особенно с учетом того, что за короткое время в Украине произошли случаи гибели школьников, нас абсолютно не устраивает. Поэтому мэр Харькова дал специалистам задание разработать план мероприятий и предложить систему организации проведения профилактических медицинских осмотров всех возрастных групп. 

Предполагается, что комиссии медиков разных специальностей из амбулаторий и поликлиник будут осматривать детей прямо в школах. После диагностики врачи «рассортируют» ребят и каждому дадут рекомендации — заниматься ли физкультурой в основной группе или в группе со щадящим режимом. 

— Конечно, только лишь работа комиссии не сделает детей здоровее, но это даст возможность просканировать состояние здоровья детей, потому что никто от подобных трагедий не застрахован, — говорит Игорь Шурма. 

Урок физкультуры не должен быть тренировкой 

Доцент кандидат медицинских наук кафедры спортивной медицины и физической реабилитации Харьковского национального медицинского университета Михаил Кириченко уверен: уже назрела необходимость создания в регионах специальных групп из педагогов, работников физкультуры и медиков для тщательного изучения того, что происходит с нашими подростками. А после сделанных выводов стоит сопоставить наши выводы с результатами других регионов Украины или даже с зарубежными данными. 

— Все меняется, в том числе и человек как биологический продукт, — считает Михаил Петрович. — Раньше, когда существовали нормативы ГТО, нужную дистанцию пробегали все. А сейчас, если такую дистанцию предложить нынешнему поколению подростков — пробегут лишь единицы, остальные будут долго выходить из этого состояния, треть даже заболеет, а кто-то, может, даже погибнет. 

Дети приходят на урок физвоспитания абсолютно неравноценными: один достаточно питается и хорошо спит, другой недоедает и недосыпает, у третьего — скрытое хроническое заболевание. А уж разница между школьником и спортсменом — огромная. Но нынешние уроки физкультуры смахивают подчас на спорт: развитие выносливости, силы — это уже тренировка, но не школьный урок физического воспитания. 

— На уроках физкультуры должны развивать двигательные возможности ребенка. Это можно сделать, например, чередуя на уроках спортивные игры — причем безо всяких нормативных, силовых показателей, которые отражаются на оценке, — убежден Михаил Кириченко. — Я думаю, что с первого по последний классы нужно знакомить детей с разными видами физкультурной деятельности: волейболом, футболом, хоккеем, городками, гирями, гимнастикой, жонглированием, танцами. Например, на одном уроке можно обучить детей технике баскетбола: этот вид спорта развивает определенные двигательные возможности человека: подтягиваться на носочках, попадать в сетку. А на следующем уроке дети могут разучивать технику волейбола. Если бы такие наборы — множество игр, упражнений, движений — были учтены в школьной программе, мы получали бы физически всесторонне развитого, активного ребенка. 

Физкультуры должно быть больше? 

— Существующие нормативы сориентированы на то, что дети должны достигать определенного уровня физической подготовленности. Но эти нормативы разрабатывались еще в 80-е годы, когда у детей было меньше проблем со здоровьем. Сейчас ситуация изменилась, — констатирует доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, заведующий отделом гигиены детей школьного возраста и подростков Института охраны детей и подростков АМН Украины Георгий Даниленко. — Поэтому я считаю, что должно быть два подхода к нормативам. Одни нормативы должны быть общегосударственными, жесткими — их должны сдавать в виде зачета при выпуске из школы в 9-х и 11-х классах. А остальные должны быть гибкими, щадящими, нацеленными только на здоровье. 

Сейчас в школах проводят два урока физкультуры в неделю, но Георгий Николаевич считает, что в идеале должно быть четыре-пять, правда, при непременном условии: это должны быть не занятия спортом, а настоящие оздоровительные уроки физвоспитания. 

Отроки нынче не очень здоровы 
Медики считают, что подростковый возраст самый рискованный: в этот период от детского организма больше всего можно ждать неприятных «сюрпризов». Даже здоровый ребенок время от времени требует ослабления физических нагрузок, а в подростковом возрасте проблемы со здоровьем у детей могут усугубляться. 

— Причем такие возрастные изменения могут возникать скачкообразно и их могут пропустить и родители, и врачи, — констатирует Георгий Даниленко. — Критические периоды у детей должны учитывать все преподаватели физкультуры, а жесткие нормативы должны быть в это время категорически запрещены. 

Завкафедрой физической реабилитации и спортивной медицины Харьковского национального медуниверситета, доктор медицинских наук, профессор Андрей Истомин тоже считает, что непродуманные нагрузки при занятиях спортом — даже спортивными танцами — могут нанести вред здоровью или даже закончиться инвалидностью.
— Если давать чрезмерную физическую нагрузку ребенку до 18 лет, когда костный скелет еще не сформирован — возможны, например, различные деформации костей, — предупреждает Андрей Истомин. — При неправильно выбранных нагрузках могут усугубляться деформации позвоночника при сколиотических явлениях. Кроме того, неадекватный тренировочный режим повышает риск возникновения заболеваний позвоночника и суставов, которые, кстати, могут проявиться даже после сорока лет.

Спецгруппы в дефиците 
Одна из главных претензий городской санэпидемстанции к урокам физкультуры: в школах отсутствует разделение детей на основную, подготовительную и специальную группы в зависимости от состояния их здоровья. 

Об этом сообщила и.о. завотделением детей и подростков Харьковской городской санэпидемстанции Елена Кудря. 

— Специальные группы у нас фактически не работают: во всем городе только 26 спецгрупп. Они должны заниматься отдельно — если набираются группы от 15 детей и больше. Но таких детей мало, кроме того, проблема упирается в отсутствие финансирования, штата преподавателей и отдельных спортзалов, — констатирует Елена Кудря. 

В мэрии же утверждают, что разделение на группы есть. 

— Основную группу посещают здоровые дети, — заверяет главный специалист, врач-педиатр управления охраны здоровья Харьковского горсовета Cветлана Бичева. — В подготовительную группу входят дети, которые не имеют тяжелых хронических заболеваний: перенесли, например, ОРВИ с высокой температурой, грипп, пневмонию или имеют функциональные нарушения (дискенезию желчевыводящих путей, легкие нарушения осанки, зрения). В специальную группу входят диспансерные дети, имеющие хронические заболевания, серьезные болезни почек, сердца, например, которым не противопоказаны занятия физкультурой. Дети такой группы нормативы не сдают, им ставится оценка «зачтено». Полностью освобождаются от занятий дети с тяжелыми формами заболеваний сердца, почек, эндокринной системы, — рассказывает Светлана Бичева.

Родителям на заметку

 

Какие симптомы должны насторожить? 

Заболевание может надолго задремать и до поры до времени не давать о себе знать. Поэтому родителям нелишне присмотреться к чаду. 

Главный признак, который должен насторожить родителей, считает доцент кандидат медицинских наук кафедры спортивной медицины и физической реабилитации ХМНУ Михаил Кириченко, — неадекватное поведение ребенка в привычных ситуациях. Например, если ребенок ведет себя пассивно, старается избегать энергетических движений в то время, когда другие дети бегают и резвятся. 

— Трудно себе представить, чтобы здоровый ребенок был малоподвижен и вял, — говорит Михаил Кириченко. — Маленькие мышечные волокна ребенка звенят и просят его: «Натяни нас! Давай побегаем!» Само естество ребенка требует движения. 

Второй очень важный показатель нездоровья ребенка — быстро наступающая утомляемость. Кроме того, насторожить должны одышка и сердцебиение ребенка, которые при обычной нагрузке проявляются дольше, чем у других детей; стоит забить тревогу, если, к примеру, даже через полчаса после кросса ребенок не может восстановить дыхание. Родители должны понаблюдать, как он спит: спокойно ли, не вздрагивает ли, ровное ли у него дыхание. Однако Михаил Кириченко предупреждает, что бег — это самый небезопасный момент на уроках физкультуры. 

— Подросток может внешне неплохо выглядеть, нет у него и патологических ощущений. Но на беговой дистанции, несмотря на то, что скелетные мышцы с нагрузкой справляются — мышца сердца может не обеспечивать рабочие мышцы ни кислородом, ни питательными веществами. И сердце начнет захлебываться, давать сбой и, в конце концов, может остановиться, — говорит Михаил Кириченко. 

Врач полагает, что такие явления наиболее вероятны с 11 до 14 лет.

Фото: photosight.ru