Сегодня правительство инициирует не только проведение административно-территориальной реформы, но и публичное обсуждение данного законопроекта. Вице-премьер-министр Роман Безсмертный отметил, что сейчас проект документа о реформе обсуждается в регионах. Заключительное заседание состоится 27 мая в Луганске. А потом недели через три проект предстанет перед депутатами в Верховной Раде.

По словам Романа Безсмертного, «каждый человек должен понимать суть реформы, ведь она коснется каждого уголка Украины, каждого человека... Правительство заинтересовано в том, чтобы этот процесс происходил прозрачно, чтобы все могли выразить свое мнение по этому поводу». Кстати, если говорить о точке зрения харьковских чиновников, то и глава областного совета Олег Шаповалов, и секретарь Харьковского горсовета Марк Воронов уверены, что проблема административно-территориального устройства в Украине назрела давно: разговоры о федеративном устройстве нашего государства во времена «оранжевой» революции были начаты не от хорошей жизни.
Законопроектом «О территориальном устройстве Украины», главная цель которого — прежде всего приблизить управленческие и административные услуги к людям, Роман Безсмертный «разродился» в марте-апреле, но большая часть специалистов сходится в одном: общая концепция реализации реформы пока еще не видна. Никто не отрицает, что законопроект определяет понятие территориального устройства Украины, устанавливает статус и иерархию административно-территориальных единиц, порядок их образования, реорганизации и ликвидации. Создается законодательная основа для проведения административно-территориальной реформы, повышения эффективности местных органов власти Украины. Предусматривается и то, что территориальные общины и органы местного самоуправления должны самостоятельно определять свои внутренние исполнительные структуры, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться коммунальной собственностью и финансовыми ресурсами. На бумаге пока все хорошо...
Более того, сторонники данной инновации говорят о том, что принятие проектов законов «О территориальном устройстве Украины» и
«О внесении изменений в Конституцию Украины» (№ 3207-1) введет единую унифицированную административно-территориальную единицу первичного уровня. Это должно способствовать утверждению европейских стандартов в обществе, обеспечить децентрализацию государственного управления, максимально приблизить процесс принятия решения к гражданину и (уж совсем громко звучит) предоставить объем и качество услуг населению в соответствии с общегосударственными социальными стандартами. Правда, говорят и о том, что с принятием указанных проектов, а также законов по вопросам организации деятельности и правового статуса органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, возникнет необходимость пересмотра более чем 300 ныне мирно существующих законодательных актов.
Получается, что для полного старта реформаторам требуется еще целый пакет проектов необходимых поправок. «Пока вырисовывается только один кусок мозаики. Всем понятно, что вице-премьер Роман Безсмертный отвечает только за него, а все остальные части выпадают... — говорит Марк Воронов. — Мы не видим общей картины реформирования, остается только догадываться. Сейчас речь идет о некоем общественном мнении, ведь этот проект еще не рассматривался в Верховной Раде». Секретарь городского совета уверен, что данная реформа не лишена позитивных моментов: после преобразований Харьков получит статус города-региона и будет развиваться как самостоятельная административно-территориальная единица. Загвоздка заключается в другом: городские власти беспокоит судьба районных советов, нужно будет четко определить их правовой статус. В законопроекте указано, что районы в городе уже не будут административно-территориальными единицами, какой именно у них будет статус — пока непонятно. По мнению Марка Николаевича, особые проблемы могут возникнуть внутри областей в связи с предусмотренным укрупнением «громад». К примеру, в Харьковской области планируется из 27 районов оставить 17. Логичен вопрос перераспределения управленческих услуг, лечебных и учебных учреждений. Как на это отреагируют граждане, пока остается загадкой.
А вот Олег Шаповалов задает себе другой вопрос: неужели сельский председатель в Печенегах, где 10-12 тыс. жителей, не справится с теми задачами, которые сегодня выполняет администрация? Он уверен, что области просто необходимо «перекроить». «Хирург же не комментирует больному все свои действия, он говорит: я сделаю операцию, и вы будете здоровы. Бесспорно, будет сумасшедшее сопротивление со стороны нынешних председателей сельских советов, поселковых. Ведь они теряют власть, это болезненный процесс, но его нужно урегулировать законодательно». Глава облсовета уверен, что если сегодня вернуть на доработку законопроект № 3207-1 из Конституционного суда, где он проходит ревизию, то неизвестно, на какое время затянется вся эта «тягомотина». «Я поддерживаю тех, кто считает, что этот закон необходимо принять, он направлен на усиление роли местного самоуправления».
Дискуссионным остается и вопрос о темпах проведения реформы. Вице-премьер хочет успеть до выборов 2006 года, но серьезную группу поддержки он себе пока не сформировал. Правда, приезжавший недавно в Харьков государственный секретарь Украины Александр Зинченко уверен в проведении административно-территориальной реформы, которая, по его словам, «состоится при любых условиях». Зинченко также отметил, что для воплощения этой цели власти необходимо подготовить целую «армию» людей, которые были бы хорошо осведомлены о содержании реформы. А одним из залогов ее успешного проведения станет максимально эффективная информационная работа по этому вопросу среди людей. По мнению Александра Зинченко, в первую очередь такая реформа необходима для того, чтобы бюджетные средства могли поступать даже в наименьший населенный пункт Украины. Выходит, что она в первую очередь отразится на простых гражданах!
Главным оппонентом Безсмертного выступает руководитель рабочей группы ВР Анатолий Матвиенко. На Всеукраинском съезде советов он произнес прекрасную речь об административно-территориальной реформе, в которой не содержалось ни одной новой мысли, но подчеркивался стратегический момент: реформа не готова, она сырая, и для ее доработки необходимо время. И потому стоит развести по времени выборы в Верховную Раду и в местные советы. На полгода. А за это время, очевидно, реформа будет подготовлена и реализована. Анатолия Сергеевича зал слушал без должного внимания. На вопрос Матвиенко, нужны ли подобные волнения перед выборами, Роман Безсмертный ответил категорически: он уверен, что эту жизненно необходимую проблему лучше всего решить одним махом и навсегда.
По мнению Марка Воронова, со сроками действительно можно было подождать. В государстве, в области, в городе масса проблем, которые необходимо решать в первую очередь. «Бесспорно, что вопрос реформы необходим, но сказать, что он первоочередной, с моей точки зрения, нельзя. Сейчас достаточно тяжелые процессы в экономическом развитии государства, проблемы социального характера; если на них еще наложить проблемы реформирования административно-территориальных единиц, то может возникнуть неразбериха, а это — судьбы людей». Секретарь горсовета считает, что оптимальным вариантом было бы выстроить единое пакетное соглашение, где были бы представлены изменения в Конституцию, проект закона о территориальном устройстве, проект закона о местном самоуправлении. Ведь не сам процесс важен, а конечный результат. Сейчас же единства в понимании происходящего нет даже в высших эшелонах власти. Правда, многое зависит и от успехов правительства в экономике, потому что реформы не могут благополучно проводиться на фоне неблагоприятной экономической ситуации.
И, наверное, последний аспект. Подготовка реформы требовала и требует колоссального (и многолетнего) объема научной работы, но ведь необходимо и в бюджет заложить колоссальные затраты на ее реализацию. Эти цифры тоже надо обсуждать, в том числе публично. Заместитель председателя Бюджетного комитета Верховной Рады Людмила Супрун, которая входит в рабочую группу ВР и является одним из ведущих парламентских экспертов по административно-территориальной реформе, в разговоре с киевскими журналистами отметила: «По нашим оценкам, только такая мелочь, как замена печатей в государственных учреждениях, которую необходимо будет провести в ходе админреформы, потребует более 500 миллионов гривен. Это одна из самых скромных статей расходов. Хотя уже по этой грандиозной сумме понятно, что расходы составят многие миллиарды бюджетных средств, которые вряд ли можно будет найти в бюджете следующего года, даже при самом оптимистичном сценарии роста доходной части. Точные показатели стоимости админреформы пока неизвестны. А без определения стоимости, на мой взгляд, обсуждение реформы неконструктивно». Во сколько выльется административно-территориальная реформа Харькову, в городе пока не просчитывали — думают, что рановато.
Сегодня ясно одно: у власти, бесспорно, есть интерес к административно-территориальной реформе, но нет пока стратегии действий. Есть намерение сделать реформу общественно значимым событием — но нет понимания, каким образом реализовать такой технологически сложный проект. Нынешний законопроект вице-премьер-министра по вопросам административной реформы Романа Безсмертного пока больше смахивает на декларацию о намерениях, чем на план действий. К тому же уж очень много нареканий он вызывает с разных сторон... Петр Симоненко убежден, что попытка провести в Украине административно-территориальную реформу делается с целью «наложить мораторий на политреформу» и создать новые возможности для фальсификации выборов 2006 года в Верховную Раду. Схожее мнение имеет и заместитель председателя крымской организации Народно-демократической партии Александр Лиев. По его словам, изменение количества и границ административно-территориальных единиц повлечет за собой перекройку избирательных округов и территориальных комиссий. «Мы опасаемся, что все это может быть использовано действующей властью для влияния на итоги выборов», — заявил Лиев. Он также склоняется к тому, что реформу должен проводить государственный орган на основании четко спланированной стратегии, утвержденной Верховной Радой. А таковая на сегодня отсутствует! Участники заседания политсовета НДП, на котором недавно обсуждалась тема реформы, считают, что она должна проводиться в общем пакете реформ в стране, и в первую очередь конституционной, а реализовать такой пакет без международной финансовой помощи невозможно. Самый «колючий» настрой у спикера Верховной Рады Владимира Литвина. Он уверен в том, что в парламенте просто не хватит голосов для прохождения этого законопроекта.
Перекроить административные границы — дело нехитрое, но определение размеров местных общин, перестройка государственных учреждений требуют не арифметического, а индивидуального подхода, учета интересов местных жителей. На самом деле до сих пор не существует официально утвержденных научных программ, которые бы исследовали сотни нюансов социального, коммунального, бюджетного, демографического, этнического характера, связанных с новыми принципами формирования местных общин, с перераспределением полномочий и обязанностей органов власти. В итоге основными чертами реформы сегодня являются интриги и хаос...