По новым Правилам дорожного движения, вступившим в силу в ноябре, детей можно возить только в специальных автокреслах, а несознательных родителей ждут штрафы в размере от 680 грн. до 850 грн.

Забавно было наблюдать, как в воскресенье, 16 ноября, выехали на улицы украинские водители: подавляющее большинство - пристегнуты ремнями безопасности, с гарнитурами для мобилок "свободные руки", неуверенные и аккуратные. "Поворотники" включались по делу и без.

В этот день киевское семейство в составе папы, мамы и девятилетнего сына Михаила ехало в гости к бабушке. К родственникам герои привезли скандал. Миша очень плохо воспринял новость о грядущей покупке детского кресла, в котором ему теперь предстоит ездить до двенадцатилетнего возраста. "Я же буду как дурак! Это маленькие должны ездить в таких креслах", - рыдал мальчик. Ведь он привык ездить как взрослый, на сиденье (иногда и на переднем).

Согласно пункту 21.11 ПДД в редакции последних изменений запрещается перевозить детей младше двенадцати лет или чей рост меньше 145 см, в транспортных средствах без использования специальных средств, которые дают возможность пристегнуть ребенка при помощи ремней безопасности, предусмотренных конструкцией такого транспортного средства. Под "специальными средствами" подразумевается как раз детское автокресло. "За нарушение предусмотрен штраф в размере от 680 грн. до 850 грн. Поэтому настоятельно советую не пожалеть 1500--2000 грн. и купить детское кресло, тем более что это кресло позволяет избежать до 95% травм при ДТП", - говорит юрист.

Мы едем-едем-едем


Вообще детское автокресло правильно называть "детское удерживающее устройство". Обычные ремни и подушки безопасности могут причинить дополнительный вред ребенку в экстренной ситуации, поскольку рассчитаны на пассажиров покрупнее.

Детские кресла делятся на пять групп в зависимости от веса ребенка и на два типа по принципу крепления - к ремням безопасности или к кузову автомобиля по стандарту Isofix. Заместитель директора по маркетингу автоторговой компании "Автоцентр "Атлант-М Днепр" Вера Ковтун говорит: "Система крепления Isofix принята всеми европейскими и большинством мировых автопроизводителей".

В Европе этот стандарт действует с 1990 года. Есть и другие стандарты, например, американский LATCH.

Евгения Бондарь, мама десятимесячной Кати рассказала, что и машину, и детское удерживающее устройство они с мужем выбирали, руководствуясь исключительно соображениями безопасности: "Мы остановились на кресле, предназначенном для детей до 18 кг, которое показало лучшие результаты в независимых краш-тестах. Единственная проблема состоит в том, что дочке очень неудобно во время длительных поездок - она капризничает и крутится. А наши друзья купили автокресло, которое крепится к ремням безопасности, так вот их малышу удобнее, поскольку кресло можно фиксировать в двух положениях - сидячем и лежачем, хотя это и не так безопасно. Я очень рада, что мы не выбрали универсальный вариант для всех возрастов и скоро купим другое кресло".

Лучшее - детям


Радость Жени по поводу грядущей смены кресла людям прижимистым может быть непонятна: зачем постоянно менять кресла, если можно купить универсальное? Ответ - из соображений безопасности. Увы, часто вещи, подходящие на все случаи, на самом деле не подходят ни к одному.

Каждая возрастная группа удерживающих устройств конструируется так, чтобы обеспечить ребеночку максимальную защиту с учетом его роста, веса и физиологии.

К группе 0 относятся автолюльки, в которых грудной ребенок лежит горизонтально. Люльки устанавливаются на заднем сидении так, что ребенок лежит перпендикулярно движению. Такой вид удерживающих устройств часто критикуют за низкую безопасность.

В кресле группы 0+ малыш находится в полулежащем положении, пристегнут внутренним трех- или пятиточечным ремнем (три или пять точек крепления). Такие кресла устанавливаются против движения, бывают разного размера. В наиболее просторных моделях ребенок может ездить до года.

Надолго хватит кресла группы 1, устанавливаемого уже по ходу движения. В таком кресле предусмотрены внутренние пятиточечные ремни либо столик безопасности, который нравится далеко не всем детям. Зато нравится родителям, так как повышает показатели безопасности. Подрастающее поколение может ездить в таком устройстве до четырех лет.

"Чистой" группы 2 не существует. Есть группа 2/3 с высокой спинкой. Такое креслице будет расти вместе с ребенком, пока малыш не перерастет спинку. Тогда ее можно будет снять (если модель это позволяет). Оставшийся "подпопник" официально называется "бустер". Задача этого устройства - компенсировать нехватку роста ребенка, поскольку обычные ремни безопасности рассчитаны на пассажира не ниже 150 см. Отдельно покупаемый бустер уже относится к группе 3. Теоретически, конечно, Мише могли бы купить именно такой, но… Бустеры не прошли сертификацию органами Европейского Союза.

Как уберечь сокровище?


Мало кто решится экономить на безопасности своего ребенка. Понятно, что чем больше "наворотов" и чем лучше автокресло, тем оно дороже.

При выборе детского автокресла желательно просмотреть результаты краш-тестов понравившихся моделей. Можно спросить о них всезнающий Интернет либо продавцов-консультантов. Обычно модели, получившие высокие оценки, гордо несут на этикетках соответствующие знаки отличия.

На автокресле всенепременно должна быть и маркировка со значком ECE R44/03 или ECE R44/04 - она свидетельствует о том, что автокресло прошло сертификацию.

Выбирая автокресло, имеет смысл походить по магазинам, попробовать установить его в машине и дать ребенку возможность посидеть. Если после этого купить кресло в онлайн-магазине, то экономия может составить 15%.

Стоимость автокресла зависит в меньшей степени от группы, а в большей - от производителя и от модели. Разговор можно начинать с 1200 грн., а самые роскошные троны для маленьких королей обойдутся в 2500-3000 грн.

Нужно ли кресло


Рост/возраст До 12 лет От 12 до 16 лет
Ниже 145 см Необходимо кресло Необходимо кресло
Выше 145 см Кресло не нужно Кресло не нужно


Итого: Детские удерживающие устройства можно подбирать под рост и вес ребенка. Стоят они 1200-3000 грн.