Плата на коммунальные услуги неуклонно растет. А вот качество этих услуг нередко оставляет желать лучшего. На что мы можем рассчитывать, если в квартире — еле теплые батареи, а в «красном» кране — отнюдь не горячая вода?

За разъяснением «Вечерний Харьков» обратился в Главное харьковское управление по делам защиты прав потребителей. 

— Отношения в сфере тепло- и водоснабжения регулируются в Украине специальным нормативным актом — «Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотводу…», — рассказывает замначальника управления Татьяна Холод. — В этом документе черным по белому написано, когда должен начаться отопительный сезон, какой быть температуре воздуха в квартире и что можно считать «горячей водой». 

Если в квартире холодно 
Согласно Правилам, отопительный сезон должен начинаться, когда средняя температура на улице на протяжении трех суток не превышает 8°C, решение о его начале принимают местные органы самоуправления. Причем теплоснабжение должно быть бесперебойным в течение всего отопительного сезона. 

Температура воздуха в жилых помещениях должна составлять +18°C (в угловых — +20  °C). То есть на оплату влияет не то, насколько теплые батареи, а насколько тепло в помещении. И если температура ниже указанной нормы — потребитель может требовать снижения платы на 5% за каждый градус отклонения от 18°C до 12°C в жилых помещениях (с 20°C до 14°C — в угловых комнатах). Если же температура упадет ниже 12°C или 14°C соответственно, потребитель имеет полное право вообще не платить. Обратите внимание: коридор, ванная и кухня жилыми помещениями не являются. 

Однако есть одно «но». Качество услуги централизованного отопления должно соответствовать нормативной температуре воздуха при соблюдении двух условий: 

— потребитель должен утеплить свою квартиру — заклеить и законопатить в окнах и дверях все щели; 

— а балансодержатель дома — применить меры по утеплению мест общего пользования дома, например подъездов. 

Если одно или оба условия не выполняются, на перерасчет рассчитывать уже не придется.
Если отопительный сезон начался с опозданием более чем на три дня, месячный тариф за тепло снижается на 3,3% за каждый «нетопленый» день. То есть сутки при холодных батареях попросту не оплачиваются. 

Потребитель любит погорячее 

Наверное, каждому знакома ситуация, когда, изрядно промерзнув на улице, приходишь домой, мечтая лишь об одном — согреться в горячей ванне. Но не тут-то было — из «красного» крана вместо хорошего горячего напора сочится тонкой струечкой еле теплая жидкость. А бывает и так — открутив кран, добрых полчаса приходится спускать холодную воду, чтобы дождаться нужной температуры. А ведь Закон на вашей стороне: 

— температура горячей воды в кране должна быть не ниже +50°С и не выше +75°С.  

— если температура воды через две минуты после открытия горячего крана превышает +50°С — оплачиваем подогрев по тарифу. 

— если температура горячей воды: 

• не выше 45–49°С — оплата уменьшается на 10% на все время отклонения от нормы; 

• не выше 40–44°С — оплата уменьшается на 30% на все время отклонения от нормы; 

• ниже 40°С — за воду платим как за холодную. 

Температуру можно измерить обычным ртутным или спиртовым термометром: просто подставить под струю воды стакан и опустить в него градусник.

К концу года платить придется еще больше 
По старым ценам — 4,16 грн. за кв. м — заплатить за тепло можно лишь за половину октября. А с 1 ноября за теплые батареи придется отдать уже по 5,27 грн. С начала ноября нужно больше платить и за горячую воду — 11 грн. 56 коп./куб м. Городской бюджет, как обещал ранее, разницу уже не покроет. 

В декабре грядет очередное подорожание: 5,45 грн. за отопление 1 м2, 12,01 грн. за 1 м3 воды.


Как доказать, что вы правы
Если в квартире холодно или из горячего крана течет холодная вода, вам нужно вызвать представителя той организации, которой вы платите за услугу, то есть КП «Харьковские тепловые сети». 

— Он составит акт-претензию потребителя, в котором укажет сроки и виды нарушений. Этот документ является основанием для проведения перерасчета. Представитель тепловиков должен по­явиться у вас не позднее двух рабочих дней после вызова. 

Если же после подачи жалобы никто из соответствующих служб так и не пришел, вы, как потребитель, в присутствии двух или трех свидетелей (можно пригласить соседей) сами замеряете температуру воздуха в комнате на расстоянии одного метра от наружной стены и 1,5 метра от пола и составляете акт. Эта бумага подается в «Харьковские тепловые сети», где в течение трех дней должны пересчитать ваши коммунальные платежи или письменно обоснованно отказать. В случае, если у вас отказываются принять акт-претензию, вы можете выслать ее по почте заказным письмом, а квитанцию, подтверждающую отправку, сохранить у себя, – разъясняет Татьяна Холод. 

Если на все ваши просьбы и требования реакции тепловиков так и не последовало — необходимо обратиться в Главное харьковское управление по делам защиты прав потребителей (ул. Сумская, 45) либо напрямую в суд. 

На практике — сложнее 

Теоретически — понятно, но вот на практике потребитель может столкнуться с определенными трудностями. 

Например, не у каждого есть возможность, забыв о работе, целых два дня провести у окошка в ожидании представителя тепловиков. А если «званый гость» не придет — вы попросту потеряете время. 

Во-вторых, некачественную услугу необходимо фиксировать каждый день — вдруг на следующий день батареи потеплели или водичку подогрели чуть лучше. В этом случае потребитель реально встает перед выбором — или зарабатывать деньги, или бороться за фиксацию плохого качества предоставляемых ему услуг. 

— В этом случае я всегда советую жильцам одного дома вызывать представителей по очереди: сегодня вы, завтра одни соседи, послезавтра — другие… И так по кругу, пока им не надоест к вам ходить, — говорит Татьяна Холод.


Если в кране нет воды
Как же мало нужно человеку для счастья — проснувшись утром, принять душ, выпить чашечку ароматного черного кофе… Но зловещее шипение, извергающееся из открытого крана вместо воды, способно испортить настроение на весь день… 

Согласно Правилам, и горячая, и холодная вода должна подаваться бесперебойно или по утвержденному режиму. Причем горячая — с расходом не менее 0,18 литра в секунду, а холодная — не менее 0,2 литра в секунду (при наличии централизованного горячего водоснабжения) или не менее 0,3 литра в секунду (при наличии местного водонагревателя и давления воды не ниже 60 кПа). Кроме того, состав и свойства воды должны соответствовать нормативам, установленным Госстандартом и Минздравом (ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая»). 

Итак, если холодной и горячей воды в кранах нет более шести часов в сутки, мы имеем право уменьшить свою плату за месяц на 3,3% за каждый такой день. Или, иными словами, — «безводный» день можем не оплачивать вообще. В домах, где вода подается по установленному графику, отклонением считаются перерывы, превышающие 30% общего времени подачи воды. В этом случае оплата также должна быть снижена на 3,3% за каждый день.

На заметку
Коммунальные услуги должны оказываться бесперебойно, кроме перерывов: 

— на плановые ремонтные и профилактические работы (по заранее составленному и обнародованному графику и не позже чем за десять дней до отключения); 

— на ликвидацию последствий аварий (отключение разрешено без предупреждения).