Горючее в Украине продолжает стремительно дешеветь. Только за прошедшую неделю популярный бензин А-95 потерял в цене 7% и сейчас продается по 4,7 грн./л.

В первую очередь такая динамика объясняется желанием нефтяных магнатов удержать объемы реализации топлива, которые начали снижаться с приближением зимы. Предполагается, что в ближайшей перспективе «погоня за покупателем» продолжится, из-за чего стоимость 95-го обвалится до уровня 2006 г. — 4,5 грн./л.

В середине ноября А-95 продавался в среднем по 5,1 грн./л, а в конце прошлой недели — уже по 4,7 грн. Аналогичную тенденцию демонстрирует дизельное топливо, которое можно найти по 5,2 грн./л. Устанавливая такие цены, участники рынка перестали реагировать на священную корову — секретариат экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов, который ежедекадно устанавливает рекомендуемую стоимость топлива. Так, согласно расчетам секретариата в период с 21 по 30 ноября А-95 должен стоить в среднем 4,94 грн./л, а дизтопливо — 5,43 грн./л.

Более того, можно отметить, что, меняя таблички на стелах АЗС столь быстрыми темпами, нефтяники могут даже перевыполнить план удешевления горючего, который был согласован во время встречи с премьер-министром Юлией Тимошенко в конце октября. Хотя в некоторых регионах это уже произошло. Согласно договоренности участников рынка с премьером А-95 к 1 декабря должен был подешеветь в среднем по стране до 4,70 грн./л, тогда как сегодня в Ивано-Франковской, Ривненской и Волынской областях встречается по 4,6 грн./л.

Столь стремительное удешевление вызвано двумя причинами. Во-первых, рушатся котировки нефти: если в сентябре (когда сырье закупается на октябрь) черное золото на мировых рынках стоило порядка $105/баррель, то уже в октябре (контракты на ноябрь) его цена упала до отметки в $70. Второй, куда более важной причиной, оказавшей давление на стоимость нефтепродуктов в Украине, стало сезонное снижение спроса. Если в октябре 2008 г. через АЗС было реализовано порядка 490 тыс. т нефтепродуктов, то в течение текущего месяца — около 435 тыс. т. Поэтому для того, чтобы хоть немного поддержать высокие объемы реализации, магнаты вынуждены сбивать цену на свой ресурс.

Сейчас есть все предпосылки предполагать, что примерно такая же тенденция сохранится вплоть до нового года. Это связано с вышеозначенными причинами. В ноябре, когда нефть закупается на декабрь, стоимость на зарубежных биржах упала до уровня 2005 г. — $50/баррель. Плюс в декабре объемы розничной реализации светлых нефтепродуктов в Украине традиционно снижаются на 6–10% по сравнению с ноябрем.

Правда, рынок нефтепродуктов может и разочаровать автолюбителей. В первую очередь этому способствуют курсы валют. К примеру, 28 ноября курс доллара на межбанке достиг рекордных 7,6 грн., что на 15% больше, чем неделей раньше. Де-факто это означает, что нефтяники будут закладывать величину девальвации гривни в цену импортного горючего, тем самым практически полностью нивелируя удешевление нефти.

В таких условиях проблематично прогнозировать, какой будет стоимость нефтепродуктов до нового года. Хотя аналитики говорят, что сегодня все еще сохраняется приличный запас для снижения цен. «Если смотреть чистую экономику, то для отечественного производства, а также импорта из Беларуси и России есть запас для уменьшения стоимости нефтепродуктов примерно на 4% (А-95 может подешеветь до 4,5 грн./л). С импортом из Европы уже сложнее. Например, после падения гривни и цен на горючее ввоз дизеля Мажейкяйского НПЗ (крупнейшего завода Евросоюза из всех работающих в балтийских странах. — «ДС») стал малорентабельным. Снижение его стоимости в Украине выглядит маловероятным», — говорит замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. При этом эксперт отметил, что если с июля 2008 г. по сегодняшний день цены в Европе на нефтепродукты уменьшились примерно на 65%, то у нас (с учетом котировок валют и прочих факторов) — чуть больше чем на 40%. По его словам, эта разница — более 20% — может служить примерным ориентиром для удешевления нефтепродуктов в нашей стране в далекой перспективе. Но актуальным такой ориентир может оставаться только при условии сохранения нынешних котировок нефти, а также прекращения девальвации гривни.