Несмотря на инфляцию, массовое сокращение штатов и другие экономические невзгоды, поток клиенток в харьковские салоны красоты, косметологические кабинеты и солярии не иссякает. Хотя кризис все же повлиял и на эту сферу.

Парикмахерская как средство от депрессии 

Косметолог одного из харьковских салонов красоты Галина говорит, что женщины следить за собой меньше не стали, хотя и делают теперь только самые необходимые процедуры — от изысканных услуг многие отказались. 

— Посетители стали появляться реже, — заметила мастер маникюра Алина. — Если раньше постоянные клиенты приходили на маникюр раз в неделю, то теперь — раз в две недели, а педикюр делают раз в два месяца, тогда как раньше это было обязательной ежемесячной процедурой. 

Парикмахер Ольга обслуживает клиентов по записи. И сейчас, как обычно, весь рабочий день у нее расписан. Правда, бывают и вынужденные простои. Но их мастер связывает скорее с «мертвым сезоном» — в ноябре всегда людей мало. 

— Катастрофического изменения нет — наши женщины скорее откажут себе в деликатесах, чем останутся без салонных услуг. Более того, в стрессовое время салоны красоты выполняют особую миссию — чтобы компенсировать отрицательные эмоции, люди идут заниматься своей красотой, — говорит Ольга. 

— Это точно, — вступает в разговор сидящая у мастера в кресле клиентка. — Меня вчера сократили — я секретарем работала. Расстроилась страшно, поплакала, а потом… купила новые джинсы, сделала прическу. Теперь можно и новую работу искать… 

«Проще сэкономить на колбасе, чем на косметике» 

А вот в магазинах косметики и парфюмерии отмечают, что из-за кризиса харьковчанки начали отказываться от дорогой губной помады, пудры и румян. Больше нюхают, нежели покупают, и элитную парфюмерию. 

— Косметика подорожала за последний месяц в среднем на 20%, а парфюмерия — на 30%. За флакончик элитных французских духов теперь придется выложить на 100-200 гривен больше, — рассказывает сотрудница магазина Светлана. — Покупатели пытаются сэкономить, переходя на менее дорогие средства. Причем дешевой косметике отдают предпочтение женщины после 45–50 лет. Среднюю и дорогую косметику по-прежнему выбирают женщины в возрасте от 15 до 40 лет. Элитная косметика — это прежде всего престиж, поэтому она пользуется популярностью у молодежи и состоятельных женщин. 

По словам продавцов, наибольшее сокращение покупок происходит в категории «парфюмерия». Так что бизнес мелких операторов, которые оказались больше подвержены кризису, вообще под угрозой существования. 

Заведующая детским садиком Ирина Максимовна говорит, что к хорошему быстро привыкаешь. Она попыталась перейти на более дешевую косметику, но… поняла, что ей проще сэкономить на колбасе, чем на креме для лица и краске для волос. 

— Решила попробовать более дешевое красящее средство — волосы в паклю превратились. С кремом для лица та же история — сэкономила 10 гривен, зато аллергию заработала… Больше никаких экспериментов, лучше лишний раз себя каким-нибудь деликатесом не побалую, — уверяет женщина. 

А вот сетевые косметические фирмы отмечают даже всплеск продаж. 

— По последнему каталогу заказов набралось очень много. Люди горят желанием сделать себе и своим близким подарки к Новому году. Женщины заказывают кремы, декоративную косметику, средства по уходу за телом, а мужчины отдают предпочтение в основном дезодорантам, гелям для душа, парфюмам и средствам для бритья, — говорит распространитель Марина. — Косметика как пользовалась, так и будет пользоваться спросом, так как более радикальные меры (пластическая хирургия например) для большинства женщин недоступны.