В Харьковском художественном музее презентовали подарочное издание и выставку с одноименным названием — «Харьковский альбом». На полотнах — наш город от далеких 30-х годов до наших дней.

На выставке и в альбоме — больше 70 художественных работ. Но это не презентация харьковских талантов, а судьба города глазами художников. 

— Тот, кто по-настоящему прочувствовал Харьков, проникся его духом, ощутил неповторимость архитектуры, дышал воздухом старинных парков, воспринимает наш город как единый организм, задающий особенный ритм для своих обитателей. Художники — каждый в присущей ему манере — передали неповторимость этого ритма, который менялся в зависимости от времен года, событий и испытаний, выпавших на долю Харькова, — рассказывает сотрудник Харьковского художественного музея Нина Фоменко. 

Известные мастера графики Александр Довгаль, Всеволод Аверин и Михаил Штаерман оставили память о довоенном Харькове: основным ритмом их полотен стали марши первых пятилеток. Но литографические оттиски 30-х годов не всегда оптимистичны, говорит Нина Васильевна. Очень трагичен Харьков на полотнах Александра Довгаля, написанных в 1936 году в период репрессий. 

Трагическим набатом звучат в работах очевидцев военных лет разрушенные, изуродованные бомбежками здания. Драматичен и город после оккупации на акварели 1944 года Петра Супонина «Улица Бассейная в Харькове» (нынешняя Петровского): обезображенные дома и уцелевшие липы. Но уже светлое, праздничное настроение вносит первая с начала войны городская елка у Дворца пионеров в 1944 году. Послевоенный выздоравливающий город наполняется победой и энергией: по харьковским улицам спешат прохожие, бегут трамваи и машины. На удивительно полноводной когда-то реке Лопань — почти венецианские прогулки на лодках. Харьков зимой: катания с горок — лыжники в теплых спортивных шароварах и шапках-ушанках. Отстроенный после разрухи вокзал и памятник Василию Каразину, «прописанному» в 50-х годах еще на Университетской горке, задумчивая площадь Тевелева, alma mater творцов — Харьковский художественный институт, запорошенный метелью Клочковский виадук. На полотнах последних десятилетий — все та же светлая нежность к городу. 

— Это в какой-то мере ностальгическая выставка, потому что Харьков невероятно меняется на наших глазах и, к сожалению, не в лучшую сторону. А эти художники сказали свое слово, оставив город не обезображенным, — не скрывает грусти Нина Фоменко. 

Выставка «Харьковский альбом» будет открыта в Харьковском художественном музее до 5 декабря.