Сегодня, когда большинство заводов терпят бедствие, «ФЭД» умудряется не просто продержаться на плаву, но и обзаводится долгосрочными заказами и связями. На заводе не стали ждать старта кризиса.

Антикризисные мероприятия должны проводиться на государственном и региональном уровнях, но чтобы выжить, уверен Александр Жданов, каждое предприятие должно разработать собственную стратегию, причем сделать это нужно было заранее. Хотя доля вины правительства тоже есть: вместо того чтобы вовремя предупредить предприятия о наступающем кризисе, в Киеве до последнего момента уверяли, что его нет. 

Но на «ФЭДе» официального «старта» кризиса ждать не стали. На заводе есть подразделения, которые отслеживают тенденции в мировой экономике. Благодаря этому на «ФЭДе» уже в начале года стало известно о готовящихся неприятностях. 

— Я даже был вынужден обратиться в консалтинговую московскую фирму, с которой мы разработали программу выхода из кризиса, — говорит Александр Жданов. 

Один из пунктов этой программы — долгосрочные заказы и рынки сбыта. Погибают те предприятия, считает Александр Жданов, которые были зациклены на узком сегменте рынка, как например «ХТЗ». А у прочно устоявшего на ногах «ФЭДа» очень много заказов из России (это — главный рынок сбыта, куда завод продает половину продукции) и из дальнего зарубежья. 

— На следующий год наши поставки продукции в Россию увеличатся еще в полтора раза, — говорит директор «ФЭДа». — Мы только что вернулись из Китая, и в декабре на ФЭД приедут пять делегаций из этой страны. Сложную авиатехнику мы будем производить вместе с запорожским предприятием «Мотор-Сiч», российскими предприятиями, нашим авиазаводом. Мы обеспечили себе рынок сбыта наперед, это — самое главное антикризисное мероприятие. 

Заводу нужны опытные рабочие 

Именно поэтому здесь берегут кадры: более того, несмотря на смутное время, здесь даже набирают рабочих. Зарплатой, уверяет директор, не обижают: квалифицированные работники получают до 4,5 тысячи гривен. 

К сожалению, сейчас предприятие нельзя назвать конкурентоспособным. И это еще одна задача для обеспечения выживания предприятия. 

— Сегодня у нас низкая производительность труда (в Европе она в 4,5 раза выше, чем в Украине), поэтому, естественно, выше и цена товара, — констатирует Александр Жданов. — А путь один: техническое перевооружение, закупка нового оборудования и станков. 

Тем не менее в техническом перевооружении «ФЭДу» тоже есть чем похвастать. Здесь создают «цех ХХI века», который оснастили немецкими, швейцарскими и японскими станками— с производительностью в 5 –10 раз выше старых. Завод специально посылал группу рабочих и технологов в Швейцарию и Германию учиться работать на этом оборудовании. 

Но директор «ФЭД» считает, что за собственные средства предприятию очень сложно устроить технический «переворот». 

— Государство должно выделять льготные целевые кредиты на перевооружение — такая практика существует во всем мире. В Японии на такие цели дают кредит под 0,5%, причем на 20 лет, в США — под 2,5%, в Европе — до 3%. А у нас еще до кризиса банки давали кредит под 20–25%. Под такие проценты покупать оборудование — утопия, — считает Александр Жданов. 

Если бы наши банки предлагали «цивилизованные» условия — директор «ФЭДа» гарантирует, что, закупив оборудование, за два года раскрутил бы предприятие так, что вышел на уровень производительности не меньше, чем в Европе.

Помогает наполнять бюджет

Директор ГП «Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» Александр Жданов возглавляет городскую комиссию по планированию, бюджету и финансам. По его словам, наполнение городской казны полностью зависит от стабильности работы предприятий: 2/3 местного бюджета составляет подоходный налог. В условиях, когда многие предприятия сокращают сотрудников или переходят на укороченную рабочую неделю, казна может недосчитаться этих налогов.