9 декабря 2008 г. в Москве в конференц-центре «Extropolis на Тверской» состоялась вторая профессиональная конференция российских интернет-СМИ: i-СМИ 2008.

Организаторами конференции выступили Региональный общественный Центр интернет-технологий (РОЦИТ) и Общероссийская организация работников СМИ «Медиасоюз». Поддержку оказало Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Вместо традиционного пленарного заседания организаторы открыли конференцию брифингом, в ходе которого участники затронули основные темы: «Нишевые интернет-СМИ», «Роль интернет-СМИ во времена кризисных ситуаций и информационные войны». Провел брифинг Сергей Плуготаренко (РОЦИТ).

Открыл брифинг приветственным словом Александр Гурнов («МедиаСоюз»). «Я всегда завидовал нишевым СМИ, потому что они проще, говорят с читателями на понятном языке, у них более живая и активно реагирующая аудитория – с этими людьми ты каждый день едешь в автобусе», – сказал он. Также Александр Гурнов отметил, что в последнее время сложилась тенденция переносить многие черты нишевых СМИ в интернет, а также опроверг слухи о широкомасштабных обвалах рекламных бюджетов в 2009 г., аргументируя это тем, что до сих пор рекламный рынок в Росси рос невиданными темпами, и что теперь темпы роста либо замедлятся, либо рост прекратится – наступит стабилизация или даже небольшое снижение рекламных денег, но обвала не будет.

Главный редактор Lenta.ru Галина Тимченко заверила участников в том, что в условиях кризиса волна увольнений коснется, в первую очередь, «пишущих» сотрудников и подчеркнула важность работы профессиональных журналистов в штате редакций интернет-СМИ. Также Галина Тимченко сформулировала 3 основных тезиса, которых необходимо придерживаться профессиональным интернет-СМИ в эпоху кризиса: плотная разъяснительная работа с инвесторами, пресечение паники среди сотрудников и отказ от заказных материалов в погоне за «легкими деньгами».

Нана Куликова («Папарацци») подтвердила свою солидарность с высказанным мнением о том, что «кризис для нишевых СМИ и опасен, и удобен одновременно» (в зависимости от того, как СМИ сможет продемонстрировать свои сильные стороны в условиях кризиса). Игорь Тихий («Прайм-ТАСС») поддержал мнение Галины Тимченко о необходимости убеждения инвесторов не поддаваться панике и не сокращать коллектив «пишущих профессионалов», а также высказал мысль о необходимости диверсификации источников дохода СМИ и выхода из занятой ниши.

Сергей Кедров (SpyLOG) рассказал о конкретных предложениях интернет-СМИ по удержанию рекламных бюджетов при работе с рекламодателями: демонстрация аудитории ресурса, понятные принципы ценообразования и технологичной рекламы.

После брифинга начала свою работу научно-практическая программа конференции. Основными акцентами конференции i-СМИ 2008 стали нишевые интернет-СМИ, а программа конференции выстроена по трем основным направлениям: «Бизнес-направление», «Технологии и программирование», «Контент».

Ведущие эксперты в области журналистики и интернет-маркетинга поделились своими идеями и видением на будущее, что всех ожидает в грядущем году в сфере СМК. Большое внимание было уделено роли интернет-СМИ во времена кризисных ситуаций.

В рамках круглого стола «Структура рынка электронных СМИ Рунета» каждый из выступающих предложил свою классификацию интернет-ресурсов.

Ведущий секции Максим Спиридонов («Ройбер») рассказал о появлении новой ветви СМИ, которая активно развивается – «больше, чем блог»: уже работает как СМИ и имеет своих читателей, например «Интересные штучки».

Артур Вельф («Коммерсант-Деньги») представил свою классификацию СМИ: «СМИ – это ресурс, который имеет редакцию, а блоги – это авторские колонки».

Игорь Денисов («СоцВестник») продолжил тему блогов и рассказал про СМИ UGC (user-generated content – контент, создаваемый пользователями). Критерием профессионализма блоггера, считает Денисов, можно считать только одно – деньги.

Виталий Байдин («RUметрика») представил участникам мероприятия данные статистики перспективы на будущее. Например, сейчас в Рунете 3200 активных СМИ, наибольшей популярностью пользуются новости о политике, а в сутки по всему сектору интернет-СМИ осуществляется более 1 млн просмотров. В будущем сохранятся хорошие темпы роста посещаемости, но уменьшатся темпы роста количества сайтов интернет-СМИ, увеличится роль и доля государственных интернет-СМИ.

В рамках секции «Способы сохранения интернет-бюджетов в условиях кризиса» выступил Ефим Алдухов (RetailMedia): «Рынок прессы в октябре относительно 2007 года упал на 9% по данным TNS. Рекламный рынок будет падать до мая 2009 года и возможно дальше. Что же делать в такой ситуации? Учиться монетизировать сайты не только медийной рекламой, а также поднимать уровень образования рекламодателей».

Отдельные секции и круглые столы были посвящены таким темам, как «Современные технологии для управления интернет-СМИ», «Организация работы удаленной редакции интернет-СМИ», «Медиаконвергенция: барьеры и перспективы на пути перехода из оффлайна в онлайн», «Способы сохранения интернет-бюджетов в условиях кризиса», «Дизайн и юзабилити» и др.

Среди докладчиков были Наталья Лосева (РИА «Новости»), Андрей Воробьев (Ru-Center), Лейла Нейман («Штайнер, Нейман и партнеры»), Наталья Селезнева (MediaJobs), Сергей Рыжиков («1C-Битрикс»), Дмитрий Сатин (UsabilityLab), Дмитрий Главацкий («Бегун»), Дмитрий Степанов («Афиша»), Роман Козак («Папарацци»), Дмитрий Навоша (Sports.ru), Ярослав Огнев (ИноСМИ), Дмитрий Кравчук («Стихи.ру») и другие.

В рамках конференции состоялось 9 круглых столов, секций и мастер-классов, в которых приняли участие более 50 докладчиков. В течение дня конференцию посетили около 500 участников, среди которых представили интернет-сообщества, журналисты, блоггеры.