Представители МЧС Украины побывали в Швеции, где наблюдали за процессом обучения шведских спасателей.

— Визит проходил в рамках проекта сотрудничества «Украина — НАТО», он предполагает подготовку к совместным операциям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, — рассказывает участник делегации ректор Университета гражданской защиты Украины, генерал-лейтенант Владимир Садковой. — Нас принимали в городке Сундсваль, где у них школа по подготовке спасателей. Там обучают два года, и ее выпускники отправляются работать в подразделения. Прослужив пять лет, можно перейти на офицерскую должность (у шведов нет званий). И так можно служить до 68 лет (в этом возрасте шведы уходят на пенсию). 

Владимир Садковой отмечает: учебная программа у шведских коллег по сути не отличается от той, что осваивают харьковские курсанты. 

— Однако были моменты во время учений, когда применение наших методов было бы более целесообразно. Мне, конечно, было неудобно им советовать. Например, тушение автомобиля, перевозившего солярку и бензин, пеной более эффективно, чем просто водой, как это делали шведы. 

Зато на учениях шведские спасатели стараются максимально приблизить условия к реальным. Если у нас используют муляжи, то у них, к примеру, при отработке ликвидации последствий ДТП в машинах сидят пожилые люди. Если заклинило дверь, то вытаскивать человека через окно автомобиля сложнее, чем куклу. То же самое — при отработке на море. В воде плавает условный «потерпевший» в специальном костюме. Добровольцы работают за небольшую плату. 

Техникой для учений тоже нередко обеспечивают граждане: решив сменить авто, свои старые машины они отдают спасателям за символическую сумму — до 90 евро, причем в прекрасном состоянии. А вот профессиональную технику создают на заводах «Вольво». 

— К примеру, у них специальные тоненькие шланги, чтобы не заливать другие квартиры при тушении пожара, — говорит Владимир Садковой. — Я поинтересовался: если заклинит насос во время пожара, есть ли у них бригада мастеров, чтобы его починить на месте? 
Собеседник недоуменно спросил: «Как это «заклинит»? Даже если что-то с ним произойдет, они просто пригонят другой». Многих наших проблем они не могут понять. Они не представляют, как у нас за лето в области утонуло около 100 человек, если во всей Швеции за год — 300. У нас в ДТП за сутки иногда гибнет сколько же, сколько во всей Швеции за год. Мы тоже не во всем их понимаем. К примеру, они сейчас решают проблему: если автобус упал на крышу, как обезопасить людей, чтобы не прогибались его борта.
В январе в Университете ждут шведов с ответным визитом, а в мае в Швецию отправятся наши преподаватели — уже как участники учебных спасательных операций.