С экранов телевизоров, по радио, в газетах, метрополитене нас атакует эта реклама. Причем нередко пропагандируются непонятно где и из чего сделанные препараты. А пищевые добавки и косметические средства преподносятся как «панацея» от всех недугов.

Чтобы избежать печальных последствий самолечения, специалисты советуют поменьше доверять рекламе и консультироваться с врачом. 

Реклама заменила врачей 

Сегодня потребитель, самостоятельно выбирая лекарство под влиянием тотальной рекламы, как правило, не имеет информации о его свойствах и побочных эффектах. 

— Реклама заменила врачей — теперь мы сами ставим себе диагноз и выбираем лекарство, а предложений… как из Рога изобилия. Может, и болеть мы от этого стали чаще и серьезнее, — возмущается Александра Ланина, читательница «Вечернего Харькова». 

— Вы, наверное, думаете, что благодаря рекламе у нас пациентов стало меньше? 

Ошибаетесь, — соглашается с ней терапевт Татьяна Мальцева. — После самоисцеления больные обращаются с тяжелейшими запущенными формами заболевания, с «букетом» побочных недугов… Я считаю, что ужесточить контроль за рекламой лекарственных препаратов просто необходимо! 

— Необходимо ввести запрет на рекламу лекарственных средств. Ведь сегодня рекламируются препараты, которые не зарегистрированы, не прошли анализ и клинические испытания… Делают из наших людей испытательный полигон, — вторит ей начальник Госинспекции по контролю за качеством лекарственных средств в Харьковской области Людмила Бондарева. 

Крем от менингита не излечит! 
Если нет инструкции, утвержденной Минздравом Украины, и свидетельства Минздрава о регистрации средства как лечебного препарата, воспринимать его как панацею от всех недугов не стоит, даже если в наличии есть гигиеническое заключение СЭС. Это заключение подтверждает лишь безопасность товара для здоровья, но никак не его лечебные свойства, подчеркивает замначальника Главного Харьковского облуправления по делам защиты прав потребителей Татьяна Холод. 

Классический пример — рекламный проспект, расхваливающий обычный косметический крем как разогревающий, успокаивающий, ранозаживляющий (!) и противовоспалительный (!) Специалисты управления изъяли его в метро. 

— Сейчас мы ждем, когда рекламодатель предоставит документы Минздрава, подтверждающие лечебный эффект препарата, но их наверняка нет, — уверена Татьяна Ивановна. 

Или другой пример. В одной из харьковский газет другой косметический крем рекламируется как препарат, который поможет справиться с любым недугом. Вы не поверите, но это чудо-средство «снимает головную боль, стабилизирует давление, помогает при ломоте в суставах и множестве заболеваний опорно-двигательного аппарата — артрите, артрозе, радикулите, остеохондрозе, ревматизме, неврите, межпозвоночной грыже… Кроме того, позволяет восстанавливать организм после травм головы, инсультов и инфарктов… Дает хорошие результаты при лечении щитовидной железы, глазных болезней (глаукома, катаракта, конъюнктивит), сахарного диабета. А также при снятии любых инфекционных симптомов — гриппе, гайморите, менингите... 

— Как обычный косметический препарат может лечить все эти заболевания? — возмущается Татьяна Холод. — Если рекламодатель не подтвердит его медицинские свойства, ему грозят штрафы, а реклама этого «чудо-крема» будет запрещена в судебном порядке. 

Ст. 21 Закона Украины «О рекламе»:
— В рекламе косметических изделий, пищевых добавок, витаминов запрещается ссылка на то, что эти товары имеют лечебные свойства, если они не подтверждены в установленном законодательством порядке специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (т.е. Минздравом Украины. — Ред.) 

— Разрешена реклама только безрецептурных лекарственных средств. 

— Реклама лекарственных препаратов, медтехники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации должна содержать требование о необходимости консультации с врачом перед применением лекарства, а также рекомендацию к обязательному ознакомлению с прилагаемой инструкцией. 

— Реклама не может содержать ссылки на терапевтические эффекты относительно болезней, которые не поддаются или тяжело поддаются лечению. 

— В рекламе не должно быть сведений, создающих впечатление, что при приеме этого препарата консультация с врачом не нужна, а также о том, что лечебный эффект гарантирован.