Харьков

  • 1626
  •  / 

Южный вокзал в Харькове: жизнь образца 1999 года

Южный вокзал в Харькове: жизнь образца 1999 года
Для большинства приезжающих в Харьков гостей наш город начинается
с вокзала. И неспроста за последним закрепилось имя "ворот города", его
лица. Но стоит провести здесь несколько часов, как отчетливо видишь, что
Южный вокзал - это прежде всего лицо нашей сегодняшней жизни, в которой
печальных черт, увы, куда больше, чем радостных.

На перроне густо, а в зале пусто


И железнодорожники, и работники транспортной милиции часом "пик" на Южном вокзале считают вечер - с пяти до десяти часов. Именно в этом промежутке отправляются из нашего города многие пассажирские поезда по наиболее популярным направлениям - на Киев, Москву, Одессу, Симферополь, Владивосток, Житомир, увозят домой жителей пригорода после окончания рабочего дня электрички. Но войдя в любой из многочисленных залов вокзального здания, словно попадаешь на гигантское торжище.

- Чебуреки горячие!

- Новое расписание поездов - пригородных и пассажирских, туда и обратно!..

Продавцы наперебой рекламируют свой товар, которого в многочисленных киосках и на лотках и впрямь море: газеты и книги, продукты и кассеты с музыкальными записями, медикаменты и игрушки. Но предложение явно довлеет над спросом, ибо пассажиров маловато. Более половины билетных касс не работают, а около открытых окошек постоянно находятся не более двух-трех человек. Не встретишь уже вокзальных "жучков", предлагавших когда-то "сделать" билет на любой поезд за определенную сумму "сверху" - потребность в их услугах отпала сама собой.

Свободно и в залах ожидания - и в том, где не имеющие билета на поезд должны заплатить за вход 80 копеек, и в том, где платить ничего не нужно.

Пустуют и стеллажи камеры хранения: большинство отъезжающих стараются держать свои вещи рядом с собой, пока не подойдет время посадки в поезд.

Заплатить за место 2 гривны 20 копеек многим просто не по карману. В автоматической ячейке выходит дешевле, но тоже ощутимо - 1 грн. 60 коп. Не то что когда-то: опустил 15 копеек, заполнив ячейку "под завязку", и гуляй налегке хоть целый день! Кого-то, видимо, отпугивает и то, что за утерю жетона придется заплатить потом 11 гривен - иначе не получишь свои вещи обратно. Вот и работает в автоматической камере хранения всего одна секция. Больше попросту не требуется.

Навру с три короба, как полагается


Вместе с командиром взвода роты патрульно-постовой службы линейного отдела внутренних дел на станции Харьков-Пассажирский лейтенантом милиции Александром Лаптием и его помощником прапорщиком Виктором Тыжненко выходим на один из маршрутов патрулирования. 
Всего таких маршрутов у милицейских нарядов - 22, и охватывают они не только здание вокзала, но и посадочные платформы, территорию Привокзальной площади, парк отстоя пригородных электропоездов. Каждый милиционер имеет рацию, так что при необходимости может прийти на помощь товарищам.

Впрочем, в тот вечер "горячих" событий не происходило. Разве что еще днем в электричке задержали пассажира с поддельным удостоверением, которое он предъявил ревизору при проверке билетов, а также еще одного мошенника, пытавшегося сбыть однодолларовую купюру с доклеенными двумя нулями. Теперь оба предстанут перед судом. Зато был пуст вокзальный медпункт, куда обычно доставляют пострадавших в пьяной разборке либо "перебравших лишку" пассажиров, которым вдруг стало плохо. Не было сигналов и из парка отстоя, в который, впрочем, лишь на короткое время направляются нынче не более двух электричек, поскольку многие на зиму отменены.

И тем не менее опытный милицейский глаз безошибочно находит "своих" клиентов. В зале ожидания к горячей отопительной трубе прислонилась, сидя в деревянном кресле, уже немолодая женщина. Подходим к ней, и в нос тут же бросается малоприятный запах - очевидно, в бане она не была давно. Любовь Дмитриевна П. предъявила работникам милиции паспорт, из которого явствует, что родилась она в 1933 году в одном из сел Одесской области. Рассказала, что жила на квартире там же, на Одесщине. В Харькове попала к цыганам, те учили ее просить милостыню. И вот теперь привезли на вокзал и бросили здесь - голодную и без съестного. По ее словам, собирается назад в Одессу - если насобирает денег на билет. Ясно, что эта женщина проведет на вокзале ночь и, вероятно, не одну.

Есть на Южном вокзале и постоянные обитатели, которых милиционеры знают в лицо. Одного из них мы встретили в кассовом зале. Алексей Алексеевич Попович живет здесь уже... пять лет - в его паспорте штамп о выписке с последнего места жительства в Нижнем Новгороде поставлен еще в 1993 году. Есть и справка о том, что побывал в приемнике-распределителе, откуда отпущен в конце ноября.

- Ну, расскажи корреспонденту, где ты сегодня был? - обращаются к старому знакомому милиционеры.

- У знакомого деда на Сортировке - воды ему натаскал, дорогу прочистил. Он покормил, заплатил.

- А где же ночуете? - интересуюсь.

- На вокзале. А если выгоняют, еду электричкой в Лозовую и обратно. Дорога только в один конец занимает три с половиной часа, столько же - в другой, вот так и перебиваю сон.

Судя по рассказу Алексея Алексеевича, он отслужил в армии, после чего жил в разных местах - и на Полтавщине, и в Закарпатье, и в Нижнем Новгороде. В город на Волге и собирается возвращаться, но, как утверждает, туда ему до Нового года ехать незачем. Похоже, однако, что и после Нового года этот "транзитный пассажир" покинет вокзал не скоро, если вообще покинет...

В том же зале у окна стоит неопрятного вида женщина в пальто и каракулевой шапке. По паспорту - Сальникова Мария Викторовна, 1959 года рождения, хотя выглядит старше. Прописана в Новокузнецке Кемеровской области. Если верить ей, то в наш город приехала неделю назад. Каким ветром занесло?

- Родилась в Харькове. Вообще я - Гармаш Мария Ивановна, была прописана в Безлюдовке. Потом меня увезли в Новокузнецк.

- А за что кушаете?

- Стаканы продаю. Беру в киоске и продаю в поездах...

Несмотря на не очень связное объяснение, работники милиции отдают ей документы и уходят. Оснований для задержания и препровождения в ЛОВД нет: паспорт в наличии, оформлен правильно, фотография настоящая. Вот если бы не было никаких документов, тогда - другое дело, нужно было бы установить личность. В этом случае отправили бы в отдел, потом - в приемник-распределитель, откуда прямая дорога... обратно на вокзал.  Ведь чаще всего просто больше некуда.

Вообще вокзал местом ночлега избрали до тридцати "постоянных" бомжей. Днем они ходят по базару или другим местам, а вечером возвращаются сюда - другое доступное теплое место в городе найти практически невозможно. Летом же их здесь почти нет: забирают корейцы на огороды и в сады. А заканчивается сезон - возвращаются на вокзал.

Я хочу есть - поэтому здесь!


Впрочем, не всех вокзал привлекает как источник тепла. Есть и те, кого он в прямом смысле слова кормит. На второй платформе, с обеих сторон которой стоят поезда, встречаем бомжеватого вида мужчину.

- Я не бомж - дома живу, в Солоницевке. Меня уже три раза забирали в спецприемник и три раза выпускали оттуда. Хожу сюда - собираю бутылки, хватает на сигареты. На пенсию прожить трудно, а у меня дочь умерла...

И так - каждый день.

А около поездов полным ходом идет торговля. Предлагают все - от бутылки воды и пачки сигарет до чайных сервизов и книг. На контакт торгующие идут неохотно, но помогает милицейская форма наших сопровождающих.

- Что привело вас на вокзал? - спрашиваем пожилую женщину, держащую в руках по бутылке воды и пива, а также батон хлеба.

- Есть хочу. На три месяца задерживают пенсию, а жить-то надо! Вот продам это - может быть, покушаю.

- И давно торгуете на вокзале?

- Около трех лет. Живу на Новых Домах, приезжаю сюда к трем часам дня и
- до шести-семи вечера...

Среди торгующих преобладают пенсионеры, но есть и молодые.

- Я работала на 115-м заводе - ушла по сокращению. Вот торгую копчеными курочками: дома двое дочерей, одна ходит в школу, другая - в садик - деньги нужны. Муж тоже не работает - вот по очереди и ходим сюда, с восьми утра и до семи вечера.

- И много удается заработать за день?

- Когда как - сегодня с приработком, завтра - нет. Многое зависит и от того, сколько нас пришло с курами, и как у пассажиров с деньгами и сколько их самих едет. Может, хоть под Новый год вагоны будут полными.

Еще одна торгующая женщина сама подошла к нам, чтобы высказать наболевшее.

- Я - ветеран труда, 38 лет стажа. Маме 82 года, а дочка учится. До чего довели страну эти Кучмы и Кравчуки! Как можно на 59 гривен пенсии прожить, да еще если ее по три месяца не платят? Смотрите - у меня мозоли и шрамы на руках: последний раз работала пропитчицей на заводе "Радиодеталь". Дочь осталась без отца на моем содержании...

Между тем у тех, кто торгует на платформах, есть все основания избегать контактов с работниками милиции. Торговля здесь запрещена, и на задержанных оформляется протокол об административном правонарушении, которое затем передается в суд для наложения штрафа. Впрочем, оказывается, не все так просто.

- Чтобы оформить материал, необходимы факт купли-продажи и два свидетеля, - объясняет А. Лаптий. - Но пассажиры всегда защищают торгующих и в свидетели не идут. Да и торгуют в основном пенсионеры, которых судья отпустит с миром - где им сегодня взять деньги на штраф? Поэтому штрафуют в основном молодежь.

А они все равно торгуют - жить-то надо...

По вокзалам я с детства скитался...


В расположенном в цокольном этаже вокзала кафе "У Галины" наше внимание привлекает мальчик лет 12-13, который просит кушать у одной из работниц этого заведения. Милиционеры приглашают его для беседы.

- Ты в школе был?

- Был. Уроки сделал, поехал на вокзал купить игрушку (показывает).

- А почему же просил есть?

- Дома мало покушал.

- Ты один у родителей?

- Нет, нас трое: сестра, брат и я - самый младший. Сестра кончила девять классов, но не работает.

- А где ты живешь?

- На Южном посту. Вот сейчас будет электричка в 18.24...

- Это, похоже, действительно наш, местный, - говорит А. Лаптий, отпустив мальчугана. - Мы его видим первый раз на вокзале. А то ведь приезжают и из Мариуполя, и из Сум, и из других городов.

Юные "гастролеры" попадают в криминальную милицию по делам несовершеннолетних, расположенную неподалеку - на Славянской. Так, накануне ночью туда доставили 10 человек. Устанавливают их личности, если местные - то вызывают родителей, чтобы передать им их чад. Иногородних же отправляют в приемник-распределитель, откуда затем отвозят домой.

Многие попадают сюда не раз и не два. В школу, как правило, не ходят, болтаются по вокзалу, часто попадая в руки тех, кому нужны помощники в осуществлении грязных дел - воровства, мошенничества. И кем станут эти мальчишки и девчонки, когда вырастут, понять нетрудно. Куда сложнее увести их с этой "кривой" дорожки.

Смотри в оба - негде ставить пробы


В 20 часов на дежурство заступает новый взвод под командованием лейтенанта милиции Виталия Покутного. Вместе с ним и его помощником - прапорщиком Сергеем Кухтиным вновь выходим на маршрут патрулирования. Сергей Викторович - ветеран роты ППС, он несет здесь службу с 1980 года, и ему знаком на вокзале буквально каждый уголок.

Самое криминогенное местог, объясняет он, - это расположенный на втором этаже видеозал от ДК железнодорожников: здесь отсиживаются поездные воры и карманники. Еще одно "злачное" место - уже упомянутое кафе "У Галины", где по ночам собираются девочки легкого поведения. Они подолгу сидят за столиками, присматривая "денежных" клиентов-жертв, которым затем в стакан могут подбросить клофелин. Когда тот "выключается", его попросту грабят.

Наиболее же "криминальными" поездами являются львовские, ужгородские и киевские - в них наиболее часто перевозят наркотические вещества. Кроме этого, из Западной Украины очень часто везут самогон. С начала года работниками милиции изъято уже около тонны этого отнюдь не безопасного для здоровья зелья - ведь закон о запрете его провоза никто не отменял. Немало забот правоохранительным органам причиняют "дембеля",  прихватывающие с собой из войсковых частей боеприпасы. Так, в нынешнем году у военнослужащих, уволенных в запас, были изъяты большие партии патронов, каждый из которых на "черном" рынке стоит около доллара. Самое же любопытное, что в милицию из войсковых частей не поступило ни одного заявления о хищении боеприпасов...

Как провожают мэра


По случайному совпадению в тот вечер, когда мы готовили этот репортаж, в командировку в Киев уезжал городской голова Михаил Пилипчук.

Уже за полтора часа до отправления поезда N 63 c Привокзальной площади были убраны все автомобили, кроме такси. А когда состав подали к первой платформе, в большом зале вокзала в районе выхода на нее и на самом перроне враз появилось немалое число людей в милицейской форме и в штатском. И стоило лишь проскользнуть на платформу какому-нибудь бродяге, как его тут же отправляли восвояси, дабы не раздражал своим неприглядным видом мэрское око.

Михаил Дмитриевич со свитой появился на платформе за восемь минут до отправления поезда и не спеша вошел в 13-й вагон - "СВ". Часть сопровождающих направилась в  соседний, 12-й. И до самой столицы мэра, как предписывает инструкция, сопровождали работники милиции - безопасность превыше всего.

Поезд отправился точно по расписанию - в 21.40, через 20 минут ушел еще один фирменный экспресс - на Симферополь. Жизнь на вокзале стала затихать. До утра.
ОН Клиник Харків

Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • youtube
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2775.5 грн
100 EUR 3149.08 грн
10 RUB 4.2057 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи