10 января главный режиссер Харьковского драматического театра имени А.С. Пушкина Александр Барсегян отмечает свое 80-летие.

В эти праздничные дни режиссеру доведется услышать немало слов благодарности от близких людей, коллег, чиновников. Но ведь многое остается за кадром даже для близких, зато хорошо видно журналистам, у которых такие личности всегда на виду. Эти мелочи, как штрихи, возможно, дополнят портрет режиссера… 

Нашему брату корреспонденту приходится потратить немало времени в приемных должностных лиц и творческих «небожителей», прежде чем получить у них необходимое интервью. В многолетнем общении с Александром Сергеевичем подобных ситуаций не было. Уважая свое время, режиссер уважает время других. 

Но однажды мне все-таки пришлось подождать. Вместе с коллегой, спортивным обозревателем, пришедшего брать интервью у Александра Сергеевича, который является давним и ревностным болельщиком футбольной команды «Металлист» (об этом читайте в следующем номере «ВХ»), мы прождали режиссера в приемной минут десять, и за это время он несколько раз звонил с извинениями, что опаздывает. В тот день один из харьковских телеканалов снимал сюжет о 75-летии театра. Наши телевизионные коллеги опоздали, и Барсегян был вынужден задержать интервью нашей газете. 

Режиссер не любит говорить о наградах, но об одной все же вспоминает с огромным удовольствием. В 2007-м президент России Владимир Путин наградил медалью Пушкина десять украинских деятелей культуры. Среди них — главный режиссер театра им. Пушкина Александр Барсегян. Как сказано в указе: «За большой вклад в распространение, изучение русского языка, сохранение культурного наследия, сближение и взаимообогащение культур наций и народностей». 

Мелочи, детали, скажет кто-то, но из таких штрихов и складывается впечатление о человеке. Из личного архива воспоминаний не могу не вспомнить нападки на театр Пушкина со стороны эпатажного, высоко и внезапно взлетевшего Тобилевича IV — Андрея Жолдака — прямо со сцены во время премьеры его спектакля «Ромео и Джульетта». По окончании спектакля журналисты кинулись к Александру Барсегяну. Режиссер, уже на улице, спокойно, раскрывая зонтик, ответил, что обсуждать подобное ниже его достоинства. 

Александр Сергеевич может часами рассказывать о замечательных людях, с кем довелось повстречаться: Шостаковиче, магически повлиявшем на судьбу режиссера, Быкове, с которым в студенческую пору довелось жить под одной крышей, Виктюке... Удивительное совпадение: в своей юбилейной премьере - спектакле «Женитьба» режиссер возвращается к Гоголю, а ведь первый спектакль пушкинцев был тоже по Гоголю — «Ревизор». Золотоносный пласт классики неисчерпаем, а значит, у зрителей будет праздник все новых и новых премьер Режиссера.