Город не справляется с наплывом бродячих животных. Отчаявшиеся харьковчане, ставшие жертвами собачьей агрессии, расправляются с псами собственными силами.

Год назад городские власти приняли решение не истреблять бездомных собак и кошек, и городская служба гуманного обращения с животными стала их отлавливать и стерилизовать. По данным начальника отдела экологии Департамента жилищного хозяйства Харьковского горсовета Виктории Богатырь, на это городской бюджет в 2008-м выделил 850 тыс. грн. (стерилизация плюс передержка одной собаки обходится в 408 грн.). 
В городе около 30 тысяч бездомных собак (это данные 2005 года, но Виктория Ивановна считает, что количество собак не изменилось, хотя председатель Харьковского областного общества по защите животных Олег Бондаренко уверяет, что их стало в два раза больше).
В 2008-м стерилизовали чуть больше двух тысяч собак. В 2009-м финансирование программы уменьшилось ровно вдвое… 

— Служба гуманного обращения с животными явно не справляется со своей работой, — говорит Олег Бондаренко. 

Многие наши читатели с ним согласны. «Меня укусила бродячая собака, — пишет в редакцию Алексей Зима. — Несколько лет назад у меня уже был подобный «контакт» с животным. Тогда мне вводили анаэробическую сыворотку, после чего я попал в реанимацию и еле выжил. Сейчас не хочу повторять эту процедуру, хотя и понимаю, что рискую жизнью. С бродячими собаками нужно что-то делать. В Харькове их можно встретить везде: во дворах, в метро, на рынках, на стадионах». 

«Гулять с ребенком просто невозможно. В районе Одесской бегают целые стада одичавших собак, не знаешь, как уберечь ребенка. Кроме того, собаки изгадили все детские песочницы. Мы несколько раз звонили в ЖЭУ, но никто не отреагировал», — признается читательница Наталья Колыванова. 

— Мне каждый день звонят харьковчане с жалобами на нападение бродячей собачьей стаи, — подтверждает Олег Бондаренко. — Недавно приходила женщина, которая живет на Холодной горе возле старого базара. У нее двое маленьких детей, и уже дважды, когда она выходила с малышами на прогулку, на них нападала стая диких собак. Ей удалось убежать с детьми в подъезд. Больше всего от одичавших стай страдает периферия, смежная с лесом: Алексеевка, Залютино. А один человек мне сказал в отчаянии: «Стая из двух десятков бродячих псов нападает на моих близких, они уже дважды искусали моего ребенка. Что мне остается — стрелять в этих собак?» 

Увы, отчаявшиеся харьковчане, ставшие жертвами собачьей агрессии, нередко уже идут на крайний шаг, устраивая над животными самосуд. 

Особенно страшно от бродячих стай жителям окраин. Но и сами горожане вносят свою лепту в то, что собак на улицах становится больше. Лишившись работы, многие стали экономить на своих питомцах. 

— Таких случаев много. Животных расстреливают из чего только можно или травят. Два месяца назад в поселке Жуковского от яда погибло собак десять. Очень много животных травят по окраинам Харькова: в районе Люботина, на заводах и мелких предприятиях. Эта тенденция в Харькове появилась, когда закрылась служба отлова животных. Ее нельзя было закрывать ни в коем случае, — считает Олег Бондаренко. — Кроме того, пока в Харькове не будет приюта — вопрос с бездомными животными решен не будет. 

Впрочем, в нынешних условиях, когда люди стали еле сводить концы с концами, сложно представить себе приют для несметных полчищ бродячих животных. Более того, и пополнение бродячих стай во многом вызвано нынешним кризисом. Хотя лишними ртами хозяева, как правило, считают приплод своих питомцев. 

— Настоящие собачники или кошатники, для которых их животное — член семьи, никогда в жизни не избавятся от своего животного. А безответственные люди были всегда, — уверяет Виктория Богатырь.— Cобак или кошек чаще всего выбрасывают, если их покупают для детей, а через некоторое время выясняют, что держать животных хлопотно. 

— Я занимаюсь организацией защиты животных примерно с 1980 года. Мы пережили и развал Советского Союза, и экономический спад. И наш человек, как правило, сам будет голодать, а от животного не избавится, — подтверждает председатель Харьковского областного общества защиты животных Олег Бондаренко. —. Недавно я лечил собаку одной бабушки. Она сказала, что готова заплатить большие деньги за ее лечение, но собаку на улицу не выбросит. 

Экономический кризис сейчас проявился в том, что харьковчане стали меньше покупать животных. А хозяева почти перестали стерилизовать своих питомцев (эта операция стоит от 200 до 400 грн.). Больше появилось на улице и новорожденных котят и щенков, которых хозяева безжалостно выбрасывают на улицу. 

— Сейчас в службу защиты животных звонков поступает раза в полтора больше, чем раньше, причем почти с угрозами: «Заберите, куда хотите!», — говорит Олег Борисович. — Недавно звонила бабушка: «Заберите котят!». На вопрос, почему она вовремя не стерилизовала кошку, ответила: «При моей пенсии у меня нет денег на стерилизацию!»

Собачьи последствия

По данным отдела особо опасных инфекций областной СЭС, за девять месяцев 2008 года за помощью к медикам после укусов бродячими псами обратились 1743 харьковчанина. Это больше на полтысячи обращений, чем в 2007-м. Данные за год еще не готовы, но несложно подсчитать, что к концу года количество укусов перевалило за две тысячи.