Если раньше трудности возникали по причине полулегальности этого вида бизнеса, так что найти пункты приема было нелегко, то сегодня многие из-за кризиса в стране вообще закрылись, в чем убедилась корреспондент «ВХ».

Что примем за килограмм? 

После прежних хозяев мне досталась масса старых вещей вроде газовой плиты, ванны, различных труб и кастрюль. Крупногабаритный груз черного металла (железо и чугун) знакомые помогли вывезти, а с алюминием и нержавейкой пришлось разбираться самой. Мастер, который делал у меня ремонт, задал зону поиска пункта приема металлолома — в районе рынка у станции метро «Студенческая», но опрос прохожих ничего не дал. Работая метрах в 30 от пункта, сотрудники магазинов даже не подозревали о его существовании. Тогда я решила действовать с «черного хода» и обратилась к женщине лет 55, которая перевязывала картонные коробки возле мусорного бака. Она-то и просветила, но «сдавать туда не стоит, потому что дурят». И посоветовала, где не дурят. 

Второй опыт поиска — в Большой Даниловке. Здесь снова сработал принцип «язык до Киева доведет». В качестве главного опознавательного знака мне назвали добротные красные ворота и настежь открытую калитку. Местный житель сообщил цену на черный металл — гривна за кило. А вот алюминий уже подешевел — с семи до шести гривен. Мужчина по-хозяйски забрал мой мешок куда-то в подсобку. 

— Сколько? — спросила я, когда он вынес пустой мешок. 

— 12,5, — произнес приемщик, имея в виду килограммы. 

— Извините, — как можно вежливее удивилась я, — у меня на весах было 13,5. Проверьте еще раз, пожалуйста. 

— Ну, тогда забирайте! — рявкнул он, вынес из подсобки мои железки и бросил на землю. 

— Здесь так не принято, — объяснила мне работающая тут женщина. — Пойдите за угол, там тоже принимают. 

За углом были те же цены, но весы показывали уже не 12,5 кг, а 11,5. Но мне повезло: приемщик вступил со мной в спор, так что вес увеличился сначала до 12, а потом до 12, 7 кг. Решающую роль сыграл большой советский безмен, который приемщик имел неосторожность похвалить как эталон и который дал показания в мою пользу. 

Импорт атакует 

На фоне других отраслей купли-продажи, мало-помалу принимающих цивилизованные формы, «железный» сервис по-прежнему остается зоной с дикими нравами. Косвенно в этом, вероятно, «виноват» основной контингент продавцов металлолома: бомжи, дворники, безработные. Хотя кое-что привозят и автолюбители. Впрочем, в последние два месяца желающих сдавать металлолом стало гораздо меньше. Многие пункты закрылись, а в действующих цены упали в два-два с половиной раза (сейчас черный металл стоит 30 коп., нержавейка и алюминий — 3 грн., медь 10 грн. за кило). Один из приемщиков объяснил происходящее закрытием главной оптовой базы, покупавшей вторсырье у частников.
Более подробно обрисовал ситуацию Виталий, частный предприниматель, ранее закупавший металлопрокат для производства. 

— Это следствие общегосударственной политики. Когда понизили таможенные пошлины на импорт, в страну хлынул дешевый китайский металл. Плавить украинский стало невыгодно. И заводы остановились. Из-за этого мне пришлось свернуть бизнес. Хотя наша продукция выигрывала в качестве. Если пошлины не пересмотрят, ситуация не изменится.