С 1 февраля терпящие кораблекрушение уже не могут послать в эфир позывные SOS.

По решению Международной морской организации этот сигнал упразднен. Его заменила автоматизированная система оповещения о бедствии, замкнутая на глобальную сеть спутников "Инмарсат".

Хотя впервые голос отчаяния, спрессованный в три буквы, полетел в эфир ровно 100 лет назад, телеграфный год придумал американец Сэмюэл Финли Бриз Морзе еще в 1838 году. Каждому алфавитному знаку соответствует своя комбинация посылок электрического тока: короткая посылка - точка;
утроенной продолжительности - тире.

Самую известную композицию – три точки, три тире, три точки - благодаря ее простоте и узнаваемости без возражений приняли как общепризнанный сигнал бедствия на специальной международной конференции в 1912 году. Кстати, это случилось через три месяца после того, как мир облетела весть о гибели непотопляемого "Титаника".

Своеобразный язык эфира стал универсальным средством общения на долгие десятилетия. Не вышел он "в тираж" и сегодня. Вот только в некоторых сферах жизнедеятельности ему приходится потесниться, сообщают "Известия".

Система спутникового слежения надежнее и прицельнее: местонахождение попавшего в передрягу судна определяется мгновенно и притом с точностью плюс-минус 200 метров. Затем информация передается в четыре центра чрезвычайной помощи на море, расположенных в Райстинге (Германия), Гунхилли-Даунс (Англия), Найлз-Кэньон (Калифорния, США) и Перт (Западная Австралия).

Новые правила обязывают обзавестись умной аппаратурой, связанной с "Инмарсат", все грузовые суда водоизмещением более 300 тонн, пассажирские лайнеры и самоходные нефтяные буровые установки. Освобождены от обязанности закупить эту еще вчера высокотехнологическую новинку стоимостью 30 тысяч долларов суда каботажного плавания, большая часть рыболовного флота и прогулочные корабли. Панама, под чьим флагом ходит наибольшее число торговых судов, уже объявила, что будет штрафовать всех, кто своевременно не озаботится собственной безопасностью.

А такие есть: по данным страховой компании "Ллойд", на декабрь минувшего года четверть всех судов еще не имели спецоборудования. Сколько из них российских, сказать трудно, но, учитывая хронический дефицит свободных средств, можно предположить, что немало.