Есть вещи, которые ничего не стоят - убеждения, принципы, манеры, грамотная речь, умытая физиономия.

Можно покопаться и обнаружить еще немало добротного без раздражающей бирки с указанием цены. Конечно, все приобретенное за так не приносит прибыли, но ведь и не разоряет вас, зачем же от него отказываться?

Инстинкт рождает в человеке желание быть уважаемым и узнаваемым хотя бы в собственном доме, поскольку мировые масштабы инстинктам не по плечу. Добиться этого не столь трудно, как кажется при первых попытках. Однако быть и чувствовать себя на виду некоторых усилий все-таки требует.

Даже если ваши волосы унес шторм юношеских приключений, ваша осанка по разным причинам не дожила до сорока, а помятости брюк не отставали от морщин под скулами, - даже при всем этом имеется возможность прилично выглядеть. Эта возможность - вежливость.

Умение отшвырнуть принесенный официантом шашлык, одновременно показав золотую печатку на безымянном пальце и маникюр на длинном ногте мизинца, ведет вас на олимп популярности по буеракам, в то время как вежливость шагает туда семимильными шагами. Надо учитывать также, что в первом случае окружающие смотрят на вас глазами взявшегося за вилы крестьянина, а во втором в их толпе можно обнаружить даже мечтательные женские взгляды.

Объявленные экологически чистыми продукты краснеют от рекламного вранья. Точно так же цветастые подкладки выдают ложных законодателей мод. Это сказано к тому, что у вежливости есть прекрасная сестра - скромность.

Скромность, кроме прочего, состоит и в том, чтобы не включать телевизор на полную громкость при просмотре боевика, а по окончании его не позволять детям разыгрывать продолжение фильма над головами соседей с нижнего этажа. Одним этим, понятно, ограничиваться нельзя. Даже породистых псов положено выгуливать в намордниках, что не помешает и нашему "я". Добавьте сюда осознание недостаточной собственной компетентности в футболе и симфонической музыке - и вы существенно подвинетесь к идеалу.

Продолжая гастрономические аналогии, следует сказать, что скромность и вежливость, как шашлык в соусе, нуждаются в способности не отказываться от них в экстремальных ситуациях. Стоит вам хоть однажды нахамить дворнику по поводу смрада и грязи под вашими окнами, или начальнику по поводу его алчности, или прохожему по поводу привычки сморкаться без помощи носового платка вам под ноги, или продавцу, обвесившему вас безбожно, или юноше, оттолкнувшему вас от свободного места в метро, - стоит вам сделать это даже не одновременно, а по очереди, на репутации интеллигента и скромника можете ставить старославянскую букву "хер".

А ведь всего-то надо было начинать со слов "будьте так добры", и дальше никакого хамства не получилось бы, вы продолжали бы слыть очень вежливым человеком. Другое дело, что дворник, начальник, прохожий, продавец и юноша отреагировали на вашу вежливость изумлением и никак иначе, зато и в нескромности упрекнуть вас было бы невозможно.

Будьте так добры, отдайте нам заработанное. Будьте так добры, убирайте лед с тротуаров. Будьте так добры, глушите рыбу острогами, а не ценами. Будьте так добры, не ломайте почтовые ящики, не вымогайте взяток, не лгите нам официально. Не орите по ночам на улицах, не выбирайте президента-пустомелю, не справляйте нужду в подъездах, не делайте поправок к конституции, не плюйте в наши колодцы...

И да пошли вы к чертовой матери, сукины дети, выродки, халдеи, ублюдки, сволочи, будьте так добры! 


Будьте так добры.