Лидер Социалистической партии Александр Мороз не поддерживает идею создания в Украине единой корпорации энергомашиностроительных предприятий. При этом он отметил, что СПУ придерживалась аналогичной позиции и по вопросам создания подобного объединения в области самолетостроения. Не изменяя своим принципам, лидер социалистов выступил также против приватизации таких стратегически значимых объектов, как «Турбоатом» и «Укртелеком». Об этом он заявил в прошлую среду во время однодневного рабочего визита на Харьковщину.
Посещение промышленного гиганта «Турбоатом» в плотный график лидера социалистов было вписано заранее и не случайно. Ведь, по словам Александра Александровича, коллектив данного предприятия «находится на переднем плане технического прогресса и конкурирует с мировыми производителями». «Я хочу рассказать, что у нас сегодня делается в государстве, чтобы содействовать развитию таких предприятий», — заявил он журналистам во время пресс-конференции. С народом Александр Александрович говорил вдохновенно и продолжительно, вот только со слышимостью были проблемы. Для большинства корреспондентов так и осталось загадкой, вняли ли рабочие пламенным речам всеукраинского социалиста.В свою очередь, Анатолий Бугаец, генеральный директор акционерного общества «Турбоатом», сообщил, что сегодня на заводе находится неотгруженной продукции на 600 млн. гривен. Практически вся она предназначается для ближнего и дальнего зарубежья. Директор подчеркнул, что мощности «Турбоатома» загружены только на 60%; цифра могла бы быть и большей, но подкосил обвал гривны. «За одну ночь мы потеряли 26 млн. гривен. Если курс доллара по отношению к гривне не изменится, то до конца года прогнозируемые потери — 38-40 миллионов. Потери колоссальные. Вымываются оборотные средства».
О конфликте с «Электротяжмашем» генподрядчик «индийского» контракта говорил с неохотой, но подчеркнул, что деньги перераспределяться не будут — для этого нет никаких оснований. Анатолий Бугаец: «У «Турбоатома» что, есть лишние 10 миллионов долларов? За счет чего перераспределять? Контракт не убыточный, нормальный, его нужно выполнять, как все заводы. Три из четырех подрядчиков заканчивают выполнение, а «Электротяжмаш» ищет привилегии и дополнительные блага». Наверное, в ближайшем будущем этот острый вопрос, решаемый в судах различных инстанций, отпадет, так как руководство на «Электротяжмаше» со второй попытки все-таки сменилось. Надолго ли — покажет время.
Анатолий Александрович, в принципе, не против объединения энергомашиностроительных предприятий, но, настаивает он, при определенных условиях, с учетом особенностей предприятий. Во-первых, если в самолетостроении создается объединение, то там все участники работают на один конечный продукт — самолет. В энергомашиностроительном комплексе другая специфика, в него входят предприятия, которые выпускают совершенно разную продукцию: турбины, трансформаторы, насосы — и объединить их одним махом очень сложно. Во вторых, практически все предприятия отрасли — разной формы собственности. В-третьих, по мнению «турбоатомца», объединяемые в единый комплекс «чувствуют» себя по-разному в финансовом отношении и сплотить нормально работающее предприятие с банкротом очень сложно. Поэтому сегодня, по словам Анатолия Бугайца, оптимальный вариант — консорциум. «На первом этапе это объединение по совместному производству и продаже продукции нужно организовать на консорциальной основе, — уверен директор «Турбоатома». — Идея неплохая, и потом, когда все предприятия подтянутся в отношении финансов, тогда можно думать и о корпорации».
Напомним, точный список компаний, которые будут участвовать в объединении, как и точная форма объединения, пока не определены, однако предполагается, что в состав объединения могут войти такие предприятия, как «Заря-Машпроект» (Николаев), «Турбоатом» (Харьков), «Электротяжмаш» (Харьков), Харьковский приборостроительный завод имени Шевченко. Ранее с инициативой создания подобного объединения выступал генеральный директор «Электротяжмаша» Олег Калашников, уволенный на прошлой неделе.
Справка
ОАО «Турбоатом» входит в число ведущих турбостроительных фирм мира. Предприятие специализируется на выпуске паровых турбин для тепловых электростанций, атомных станций, гидравлических турбин для гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих электростанций, газовых турбин для ТЭС и парогазовых установок, а также другого энергетического оборудования. Оборудование промышленного гиганта работает в 43 странах, а на сегодняшний день поставляется в десяток.