С трудностями в «Горэлектротрансе» пытаются бороться по-разному. Одна из последних инноваций — появление частных предпринимателей в вагонах.

В течение этой недели пассажиров 24-го троллейбусного маршрута обилечивали не обычные кондуктора, а «частники».

Как рассказал корреспонденту «Вечернего Харькова» Юрий Кость, суть эксперимента заключается в том, что частная фирма, заключив договор с троллейбусным депо № 3, взялась решать вопросы сбора выручки на 24-м маршруте (602 м-н — ст. м. «Академика Барабашова»). Частники фактически покупают у предприятия билеты, продают за те же деньги (цену они изменять не могут) и получают от выручки процент, а также доход сверх выполненного плана. В ходе эксперимента, который начался в понедельник и продлится до конца этой недели, в депо определят, насколько повысится выручка и соответственно доход предприятия. Выбор пал именно на 24-й маршрут, потому что он обособленный, нет накладок с другими троллейбусными маршрутами. 

— У нас ощущается постоянная нехватка кондукторов по всему предприятию — комплектация всего на 50-60%. Водителю приходится и за дорогой следить, и пассажиров обилечивать. Добросовестный пассажир платит, а недобросовестный — едет «зайцем». Отсюда — огромное количество неплательщиков, значительные убытки у предприятия. Поэтому мы и решили провести этот эксперимент. Пока еще рано говорить о результатах — вот недельку поработаем, тогда посмотрим… Если будет хорошая выручка — можно эту систему вводить и на других маршрутах, — говорит Юрий Михайлович. 

«Людей никто не увольняет!» 

Система договора заинтересовывает частного кондуктора в том, чтобы он больше собирал и, соответственно, больше получал, рассчитывают в «Горэлектротрансе». Официальным кондукторам, ранее работавшим на этих троллейбусах, предложили написать заявление об увольнении и зарегистрироваться в частном предприятии. Тех, кто не хочет становиться частным предпринимателем, перевели на другие маршруты, уверяет Юрий Кость. Правда, сами сотрудники считают, что таким образом на предприятии просто хотят ликвидировать штат кондукторов. 

— Кондукторов никто не увольняет, их просто перевели на другой маршрут — та же работа, тот же троллейбус, точно так же выход из парка, заезд в тот же парк… Люди сами принимают решение: есть желание — переходите работать в частную структуру, нет — оставайтесь у нас, — возражает начальник департамента транспорта и связи Евгений Водовозов. 

По словам заместителя начальника по эксплуатации 3-го троллейбусного депо Валерия Щербины, дневная выручка кондуктора зависит от многих факторов — но в среднем за смену он должен сдать 600-800 гривен. На вопрос, с какой фирмой заключен договор, Валерий Александрович заметил, мол, «пассажиру без разницы, кто его обилечивает — ему главное сесть в троллейбус, доехать вовремя на работу и вовремя заплатить
75 копеек…» 

Чтобы наш человек заплатил – нужна дубинка»

Харьковчане предлагают свои варианты решения проблем «Горэлектротранспорта». 

Инна:
— Чтобы водители и кондукторы не бежали с работы, им необходимо поднять уровень доходов. И однозначно — не за счет повышения стоимости проезда. Нам-то зарплату не повышают, так почему мы должны финансировать зарплату кондукторов? 

Андрей:
— Чтобы человек заплатил в транспорте — над ним нужно держать дубинку. Поэтому я не сторонник того, чтобы убирали контролеров. Или пусть введут другие системы, жестко контролирующие пассажиров. У нас пытаются проехать «зайцем» 70%. 

Наталья:
— Проблема в том, что у водителей и кондукторов — небольшая зарплата. И при этом — большие планы по сбору денег. А кондукторы однозначно нужны, потому что безопасность пассажиров под угрозой, когда водитель сам берет деньги за проезд. Я была свидетелем, когда троллейбус едва успел увильнуть от машины, пока водитель давал мне сдачу… Поэтому нужно предложить нормальную зарплату и сделать ниже план. 

Юлия:
— Когда водитель собирает деньги и ведет машину — это ненормально. Вот буквально недавно на 13-м троллейбусе ехала. Водитель запускал пассажиров на остановке через переднюю дверь — чуть на работу не опоздала… 

Олег:
— Может, стоит привлекать на эти должности безработных жителей близлежащих сел? Но для них нужно общежитие… К тому же у нас очень много льготников… Тогда лучше вместо бесплатного проезда ввести для них адресную помощь. 

Ольга:
— Я вообще на них не езжу, после того как кошелек в салоне вытащили. Правда, потом мне его вернули — воры деньги забрали, а кошелек выкинули за остановку. Женщина нашла его, увидела визитку и позвонила мне на работу…