Является ли информация о ценах и условиях покупки и транзита газа общедоступной, и кто имеет право обнародовать такие данные? С таким вопросом посетители портала ЛІГА.net обратились к участникам online-конефренции "Газовое противостояние".

Особую актуальность вопрос приобрел после того, как в украинские СМИ просочились копии текстов газовых соглашений, контрактов ОАО "Газпром" и НАК "Нефтегаз" на поставку и транзит газа, подписанные 19 января 2009 г. по итогам переговоров Юлии Тимошенко и Владимира Путина.

Один из пунктов просочившегося в СМИ контракта между "Газпромом" и "Нефтегазом" о купле-продаже газа гласит: "За разглашение конфиденциальной информации сторона, допустившая ее разглашение, обязана возместить другой стороне убытки, причиненные таким разглашением, за исключением случаев, оговоренных в п.9.1 настоящего контакта". Пункт 9.1 ст. 9 "Дополнительные условия", гласит: "Учитывая конфиденциальность настоящего контракта, стороны примут меры, чтобы содержание настоящего контракта не стало достоянием третьих лиц. Не будет считаться нарушением условий раскрытие содержания настоящего контракта организациям, осуществляющим техническую реализацию настоящего контракта, финансовым учреждениям, а также профессиональным консультантам, в случае необходимости привлекаемым сторонами, при условии гарантирования соблюдения указанными организациями условий конфиденциальности в силу заключенных с ними договоров".

Не исключено, что в нынешней политической ситуации, когда Секретариат Президента ставит под сомнение целесообразность подписания правительством Тимошенко газовых контрактов в том виде и с теми цифрами, как они зафиксированы 19 января в Москве, разглашение условий контрактов между "Газпромом" и "Нефтегазом" может быть использовано как инструмент для расторжения достигнутых договоренностей по газу между украинской и российской сторонами. Однако Уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский говорит, что "вопрос о том, что контракт может быть расторгнут в связи с его разглашением, нами не ставится". "Мы теперь анализируем, как жить с этими контрактами", - сказал он.

Тем временем, российское издание "Ведомости" пишет: "Юристы "Газпрома" в шоке от того, как быстро попал в СМИ текст контракта... Формально разглашение контрактной информации - не повод для разрыва, хотя конфиденциальность - условия обоих контрактов. Будут ли стороны настаивать на пересмотре контрактов (они заключены по шведскому праву, площадка для споров, как и прежде, - стокгольмский арбитраж) - из-за того, что все его параметры стали известны, пресс-секретарь Тимошенко и представитель "Газпрома" комментировать не стали".

Константин Затулин, депутат Госдумы РФ - первый зампред Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ, отвечая на вопрос посетителей портала ЛІГА.net о публичности вопроса транзита газа и границе между коммерческой тайной и открытой информацией, отметил следующее: "Границы между тайной и информацией устанавливает, во-первых, закон, этика и традиция ведения дел, а во-вторых (в главных), конкретный общественный интерес. Каковы бы ни были обычные нормы, никто не смог бы на их основании в условиях демократии запретить публичное расследование гибели "Титаника" или краха фондового рынка. Предоставляю Вам судить, являются ли современные Россия и Украина на самом деле 100%-но демократическими странами, но убежден, что пережитый в ходе этого газового конфликта стресс не только уже убил посредников в газовой торговле и транзите, но и не позволит в будущем игнорировать запрос на общедоступную информацию о ценах и условиях в газовых сделках такого масштаба".

Эксперт из Оксфордского института энергетических исследований Саймон Пирани в свою очередь отмечает, что средства за транзит газа в странах бывшего СССР всегда были публично оглашены. Однако, по его словам, чем дальше на Запад - тем менее публичными являются эти данные. Словакия и Чехия уже не обнародуют свои цены на транзит.

Директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов полагает, что разглашение одной из сторон условий договора не может быть основанием для его расторжения, "а то что у нас решето в информационном смысле в государственных органах, это уже проблема внутренняя, а не межгосударственных отношений". Но вполне возможны спекуляции по этому поводу, так как они были и до публикации этих документов. "Юридические основания при желании найти можно, но точно это не может быть разглашение условий данного вопроса, это очень странное юридическое основание. Я не знаю случая, чтобы на основании, что где-то их обнародовали, их разрывать", - сказал он.

По словам юриста-аналитика компании ЛІГА:ЗАКОН Евгения Даниленко, за разглашение коммерческой тайны (к которой вполне можно отнести содержание контрактов между "Нефтегазом" и "Газпромом") законодательством Украины предусмотрена уголовная, административная и гражданская ответственность. В частности, уголовная ответственность предусмотрена за незаконное использование коммерческой тайны, которое повлекло существенные убытки, наличие которых будет доказать весьма непросто. Административная ответственность за разглашение коммерческой тайны ограничивается максимальным размером штрафа в 306 гривень, что тоже не выглядит устрашающе. Что касается гражданской ответственности, то украинское законодательство подходит к этому еще строже самого газового контракта, предусматривая возмещение не только убытков, но и морального вреда.

"Правда, законодательство Украины предусматривает, что "Особа звільняється від відповідальності за розголошення інформації з обмеженим доступом, якщо суд встановить, що ця інформація є суспільно значимою… (тобто якщо вона є предметом громадського інтересу і якщо право громадськості знати цю інформацію переважає право її власника на її захист)". Поэтому, скорее всего, по украинскому законодательству никто наказан не будет. А вот вопрос возмещения убытков за разглашение конфиденциальной информации в соответствии с контрактом подчинен шведскому праву, поэтому если убытки будут доказаны, основания для ответственности будут. Но тяжело будет найти источник утечки и, соответственно, определить виновную сторону, ведь обнародование контракта на территории Украины не является доказательством того, что утечка информации произошла по вине украинской, а не российской стороны контракта", - констатирует аналитик.